Замгенпрокурора: «Временная регистрация и контроль за оружием необходимы для безопасности».
Поддержать

Замгенпрокурора: «Временная регистрация и контроль за оружием необходимы для безопасности».

Прокуратора Казахстана выступает за регистрацию граждан Казахстан по месту их постоянного и временного проживания. Почему надзорному ведомству важно, чтобы каждый гражданин был учтен, как государство, по словам чиновника прокуратуры, на этом сэкономит, и какие выводы сделали власти после терактов в Актобе.

Сегодня в Астане состоялся круглый стол на тему «Законодательные и институциональные меры предупреждения экстремизма и терроризма на современном этапе». Организатором мероприятия стал мажилис. С приветственными словами выступили председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса Ашимбаев, председатель мажилиса Нигматулин, заместитель председателя сената Бекназаров, глава офиса программ ОБСЕ в Астане Сабо.

В работе круглого стола принимали участие Нурлан Ермекбаев – глава вновь созданного министерства по делам религий и гражданского общества, заместитель председателя КНБ Нургали Билисбеков, президент «Фонда развития парламентаризма» Зауреш Батталова, политолог Айдос Сарым, президент «Фонда имени Болатхана Тайжана» Мухтар Тайжан и заместитель Генерального прокурора Андрей Кравченко.

Речь заместителя генпрокурора содержала ответы на вопросы, волнующие общественность Казахстана, которые связаны с опасениями, что новые законы под предлогом усиления мер безопасности могут способствовать окончательному уничтожению гражданских прав и свобод. Итак, семь цитат представителя надзорного ведомства Казахстана.

«Вынесение санкций идет в рамках категорий преступлений. Это усиление санкций, на наш взгляд, нужно для усиления ответственности, о чем только что говорил господин Тайжан. Это усиление санкций нужно для превентивных мер предупреждения преступлений, а также дает возможность изолировать опасных преступников на более длительные сроки», — сказал Кравченко.

«Отдельно хочу отметить вопрос конфискации имущества. Как можно отбирать последнее имущество у людей, которые и так почти ничего не имеют, как они смогут вернуться в общество? С 1 января будет работать новый уголовный кодекс и уголовно-процессуальный кодекс, по ним конфискации будет подлежать не все имущество преступника, а только то, которое добыто незаконным путем, либо на средства, добытые незаконно, а также являющееся средством, или орудием уголовного правонарушения. Жилье и любое другое законно приобретенное имущество изъятию не подлежит, не только по преступлениям связанным с экстремизмом и терроризмом, но и по всем другим преступлениям», — отметил заместитель генпрокурора.

«Широкое обсуждение вызвали поправки направленные на ужесточение правил оборота оружия среди гражданского населения и ответственности сотрудников объектов уязвимых для терактов. Дело в том, что теракты в Актюбинске показали серьезные недостатки в деятельности точек торговли гражданским оружием. В результате террористам удалось завладеть оружием и лишить жизни невинных граждан. После этого теракта была проведена проверка всех точек торговли гражданского и служебного оружия и нарушения были выявлены в 50% таких магазинов. В одной трети охранных агентств, в более чем в половине служб инкассации к ответственности было привлечено 150 человек», — сказал Кравченко.

По его словам, «из 5000 объектов массового скопления людей, уязвимых в террористическом отношении, 74% находятся в неудовлетворительном состоянии, и нет гарантии, что местные службы безопасности проведут профилактику террористических атак. «Необходимо усиление безопасности этих объектов и ужесточение ответственности за несоблюдение антитеррористического законодательства. Все это лежит в основе тех мер, которые были заложены в законопроект», — предложил Кравченко.

«Регистрация на местах временного пребывания граждан, прибывающих из других регионов, также вызывает большие споры. На мой взгляд, опасение вызывает не сам факт временной регистрации, сколько громоздкость и бюрократичность этого процесса, потому что целью регистрации внутренней миграции является получение информации о передвижении тех или иных лиц внутри страны. Правоохранительные органы смогут быстро получать такую информацию. Сами понимаете, что преступники действуют в преступных сообществах, и если кто-то из членов задержан, то мы сможем найти всех остальных. Иначе придется посылать оперативно-розыскные группы по всем регионам и тратить на это командировочные средства, другое дело посмотреть, где человек зарегистрирован и искать его по месту нахождения. Регистрация сохраняет государственные средства», — продолжал настаивать Кравченко.

При этом заместитель генпрокурора не обнародовал количество средств, которые будут потрачены из бюджета на внедрение и учет лиц, вставших на временную регистрацию, а также не обозначил примерную сумму расходов на розыскные мероприятия, чтобы можно было убедиться хотя бы в экономической целесообразности потенциального затруднения передвижения казахстанских граждан.

Далее Кравченко продолжил:

«Конечно, можно подумать, что преступники не станут регистрироваться, но дело в том, что до момента совершения преступления, они стараются соблюдать законы, чтобы оставаться вне поля зрения правоохранительных органов, таким образом, они скрывают свои намерения. Поэтому хотелось бы обсудить сейчас в парламенте, как сделать так, чтобы процедура временной регистрации была как можно более быстрой понятной и удобной для каждого из нас. Эта мера безопасности может использоваться не только правоохранительными органами, но и другими государственными институтами, здравоохранением, образованием и органами социального обеспечения. Например, будучи главным врачом больницы, откуда я буду знать какое количество людей на заданной территории мне нужно лечить? Таким образом, можно перестать перед каждыми выборами за каждым избирателем и спрашивать – где вы живете. Почему мы не можем получить все необходимые данные на основе этой регистрации? В случае возникновения новых вопросов, нужно будет пригласить представителей исполнительных органов в парламент, чтобы обсудить, как сделать временную регистрацию более быстрой и комфортной. Одно из таких предложений внесло МВД, которое предлагает обязать собственников квартир регистрировать жильцов арендующих у них помещения. Люди сдают свои квартиры, при этом не несут никаких обязательств за то, что неизвестно кто у них там проживает. Террористы и в Актюбинске и в Алма-Ате проживали именно на съемных квартирах, при этом ни у одного из госорганов не было информации о месте их проживания. В связи с этим, я прошу депутатов и членов гражданского общества и неправительственных организаций, которые участвуют в обсуждении этого вопроса, посмотреть на этот вопрос шире. Тем более что МВД говорит, что и в США и в Европе люди регистрируются».

«В комплексе мер, предпринимаемых для усиления правоохранительной системы, присутствует и гражданская и социальная составляющая. К сожалению, в ходе обсуждения мы не услышали предложений со стороны членов общественных организаций – конкретных предложений по совершенствованию данного законопроекта. Я хотел бы, чтобы по этому законопроекту от имени гражданского общества высказались эксперты, люди, которые работают с жертвами этих преступлений, которые работают с самими преступниками и работают над их возвращением в нормальную жизнь. Как это ни странно звучит, для меня, прокурора, очень важно, чтобы люди возвращались в общество. Спасибо за внимание, у меня все», — закончил свою речь Андрей Кравченко.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.