вторник, 31 марта 2020
,
USD/KZT: 448.01 EUR/KZT: 495.86 RUR/KZT: 5.64
ЕС выделяет 37 млрд евро на поддержку здравоохранения и МСБ Биртанов готовится к пику в апреле Сколько платят штрафов в разных странах за нарушение карантина? Откуда привезли коронавирус в Алматы? За смерть врача, заразившегося коронавирусом, государство заплатит 10 млн. тенге В США одобрено применение антималярийных лекарств для лечения коронавируса «Спаситель мира» Исматулла обратился к президенту Токаеву с просьбой открыть мечети и медресе для коллективного зикра По программе «7-20-25» одобрены заявки на 197,5 млрд. тенге В Москве безработные получат деньги почти в три раза больше, чем потерявшие доходы казахстанцы Фонд Джека Ма и Фонд Alibaba расширяют гуманитарные поставки ещё в 7 азиатских стран для борьбы с коронавирусом Сколько регионов в Казахстане закрыты на карантин? В Караганде замуровали дверь в подъезд Украине грозит дефолт В Казахстане 20 человек вылечились от коронавируса Впервые в Казахстане акимом области стала женщина Почему глава Кызылординской области потерял должность? First Heartland Jýsan Bank окажут помощь на миллиарды Министр образования рассказал, как будут учиться дети Борис Джонсон заразился коронавирусом Акимат Алматы назвал очаги коронавируса в городе ВОЗ рекомендуют правильно питаться и много двигаться в помещении В Нур-Султане и Алматы на неделю приостановят деятельность всех предприятий Кто и как сможет пройти тест на коронавирус Председателя суда Тлектеса Барпибаева, улетевшего бизнес-самолетом в Германию, проверят 7 шагов навстречу клиенту от «Жилстройсбербанка»

Сколько на самом деле стоит образование?

Казахстан стал первой страной в мире, построившей Национальные счета образования (НСО) в соответствии с методологией UNESCO.

В 2016 году Фонд Сорос – Казахстан поддержал формирование Национальных счетов образования (НСО). НСО представляют собой систему всестороннего учета и анализа расходов на образование. В отличие от оценок, стандартно проводимых Министерством образования и науки и другими организациями, система НСО объемлет все источники расходов, в том числе и средства населения. Говоря в экономических терминах, если обычно рассматриваются только государственные расходы, то это сужает угол обзора до предложения образовательных услуг государством. Полная же картина, предлагаемая НСО, также освещает вопросы спроса. И это – реальное, измеримое отражение доступности образовательных услуг в стране. В результате, у политиков появляется возможность информированного принятия решений, выработки целевых политик по повышению доступности образования, сглаживанию межрегионального, гендерного неравенства в сфере образования. С точки зрения госуправления в целом, НСО обеспечивают прозрачность и подотчетность системы финансирования образования.

Попробуем на трех конкретных примерах понять, чем могут быть полезны НСО.

Пример №1

Казахстан стремится войти в ОЭСР, в число 30 развитых стран мира. В этой связи была инициирована совместная страновая программа между Правительством Казахстана и ОЭСР. Для дальнейшего развития отношений необходимо показывать прогресс по отраслям и интенсифицировать взаимодействие. Возьмем отрасль образования. Ключевой периодический материал ОЭСР по образованию – Education at a Glance. Если бы удалось включить данные РК в Education at a Glance, это стало бы публичным шагом вперед во взаимодействии с ОЭСР. И Национальные счета образования дают эту возможность, предоставляя полные, методологически верно рассчитанные данные по разделу финансирования образования. Остается направить этот материал в парижскую штаб-квартиру ОЭСР, и voila – мы в деле.

Пример №2

Министерство образования и науки на сегодняшний день анализирует только государственные расходы системы образования. Соответственно, дальнейшее управление системой осуществляется на основе этого анализа. Чего здесь не хватает, так это расходов домохозяйств и предприятий, составляющих значимую часть затрат на образование. Не учитывая четверть платежеспособного спроса, невозможно сделать выводы о рынке в целом. Поскольку государственная система планирует свои расходы и лимитирована доступным бюджетом, через призму государственных расходов можно лишь частично оценить сторону предложения. Спрос же полностью выпадает из анализа и политики. Как же обеспечить доступность образования, не владея информацией о том, по каким направлениям домохозяйствам приходится закрывать потребность самостоятельно?

Пример №3

Исследование показало, что, например:

  • бюджетные расходы на дошкольное образование душу населения 1-6 лет различаются в 3,2 раза между регионами (наиболее низкие расходы в Алматинской области);
  • расходы на оплату дошкольного образования жителями села за счет собственных средств в 3,6 раза выше, чем в городе;
  • бюджетные расходы на проведение олимпиад на 1 учащегося различаются в 12,5 раз (самые низкие расходы, как ни странно, в г. Астана);
  • сельские домохозяйства несут более чем в 3 раза более высокие расходы на наем жилья для студентов и учащихся.

Неравенство – одна из ключевых тем ОЭСР, и продвижение в этом направлении было бы чрезвычайно эффективно. Также подобная информация важна для управления, межрегионального выравнивания расходов, выравнивания в разрезе город/село, для выработки единой региональной политики образования.

Это и многое другое – исчерпывающий комплекс аналитики по вопросам финансирования образования – доступно благодаря Национальным счетам образования. Поскольку методология и результаты уже были презентованы официальным лицам и экспертам на различных уровнях, а также размещены в открытом доступе на сайте soros.kz, то остается надеяться, что Министерство образования и науки подхватит идею и примет систему на вооружение, тем более что основные инвестиции в адаптацию методологии уже сделаны. Для сравнения, институционализация аналогичного проекта в здравоохранении продолжается вот уже 6 лет и щедро финансируется за счет средств проекта Всемирного Банка. Было бы нерационально оставлять такой ценный подарок без внимания.

Али Нургожаев, Координатор инициативы «Открытая экономика» Фонда Сорос – Казахстан

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33