суббота, 05 декабря 2020
,
USD/KZT: 412.24 EUR/KZT: 470.98 RUR/KZT: 5.81
Айсултан Назарбаев умер от передозировки? Кто владеет рынками Алматы? Установлены размеры минимальной зарплаты, пенсии и МРП на 2021 год ЦИК зарегистрировал еще две партии В Узбекистане ужесточили наказание за вырубку деревьев Шымкент стал вторым городом в стране по вложенным инвестициям В Намибии на выборах люди отдали голоса за Адольфа Гитлера Казахстан начнет выпускать вакцины от ковида В Казахстане восстанавливается численность сайгаков Частные школы получат свыше 97,5 млрд тенге Из Казахстана уехали 190 тысяч трудоспособных граждан Нападение на инкассаторов: Сбербанк сделал заявление Казахстан поддержал консенсус в соглашении ОПЕК+ Twitter запретил оскорбления по расовому или национальному признаку Тимур Кулибаев при строительстве газопровода обогатился на 53 млн долларов? Бывший премьер-министр Кыргызстана находится в больнице с коронавирусом Нацбанк Казахстана обратился к населению страны В Москве открывается электронная запись на вакцину от коронавируса Казахстан занимает 11 место в мире по запасам нефти Экс-президенты США готовы привиться публично, чтобы доказать безопасность вакцины от коронавируса В Таразе началось слушание по событиям в Кордае В Кыргызстане предложили лишить экс-президентов привилегий Казахстан увеличит число авиарейсов в Узбекистан Экс-президент Франции умер от коронавируса Во Франции начнут проверки мечетей

Сколько на самом деле стоит образование?

Казахстан стал первой страной в мире, построившей Национальные счета образования (НСО) в соответствии с методологией UNESCO.

В 2016 году Фонд Сорос – Казахстан поддержал формирование Национальных счетов образования (НСО). НСО представляют собой систему всестороннего учета и анализа расходов на образование. В отличие от оценок, стандартно проводимых Министерством образования и науки и другими организациями, система НСО объемлет все источники расходов, в том числе и средства населения. Говоря в экономических терминах, если обычно рассматриваются только государственные расходы, то это сужает угол обзора до предложения образовательных услуг государством. Полная же картина, предлагаемая НСО, также освещает вопросы спроса. И это – реальное, измеримое отражение доступности образовательных услуг в стране. В результате, у политиков появляется возможность информированного принятия решений, выработки целевых политик по повышению доступности образования, сглаживанию межрегионального, гендерного неравенства в сфере образования. С точки зрения госуправления в целом, НСО обеспечивают прозрачность и подотчетность системы финансирования образования.

Попробуем на трех конкретных примерах понять, чем могут быть полезны НСО.

Пример №1

Казахстан стремится войти в ОЭСР, в число 30 развитых стран мира. В этой связи была инициирована совместная страновая программа между Правительством Казахстана и ОЭСР. Для дальнейшего развития отношений необходимо показывать прогресс по отраслям и интенсифицировать взаимодействие. Возьмем отрасль образования. Ключевой периодический материал ОЭСР по образованию – Education at a Glance. Если бы удалось включить данные РК в Education at a Glance, это стало бы публичным шагом вперед во взаимодействии с ОЭСР. И Национальные счета образования дают эту возможность, предоставляя полные, методологически верно рассчитанные данные по разделу финансирования образования. Остается направить этот материал в парижскую штаб-квартиру ОЭСР, и voila – мы в деле.

Пример №2

Министерство образования и науки на сегодняшний день анализирует только государственные расходы системы образования. Соответственно, дальнейшее управление системой осуществляется на основе этого анализа. Чего здесь не хватает, так это расходов домохозяйств и предприятий, составляющих значимую часть затрат на образование. Не учитывая четверть платежеспособного спроса, невозможно сделать выводы о рынке в целом. Поскольку государственная система планирует свои расходы и лимитирована доступным бюджетом, через призму государственных расходов можно лишь частично оценить сторону предложения. Спрос же полностью выпадает из анализа и политики. Как же обеспечить доступность образования, не владея информацией о том, по каким направлениям домохозяйствам приходится закрывать потребность самостоятельно?

Пример №3

Исследование показало, что, например:

  • бюджетные расходы на дошкольное образование душу населения 1-6 лет различаются в 3,2 раза между регионами (наиболее низкие расходы в Алматинской области);
  • расходы на оплату дошкольного образования жителями села за счет собственных средств в 3,6 раза выше, чем в городе;
  • бюджетные расходы на проведение олимпиад на 1 учащегося различаются в 12,5 раз (самые низкие расходы, как ни странно, в г. Астана);
  • сельские домохозяйства несут более чем в 3 раза более высокие расходы на наем жилья для студентов и учащихся.

Неравенство – одна из ключевых тем ОЭСР, и продвижение в этом направлении было бы чрезвычайно эффективно. Также подобная информация важна для управления, межрегионального выравнивания расходов, выравнивания в разрезе город/село, для выработки единой региональной политики образования.

Это и многое другое – исчерпывающий комплекс аналитики по вопросам финансирования образования – доступно благодаря Национальным счетам образования. Поскольку методология и результаты уже были презентованы официальным лицам и экспертам на различных уровнях, а также размещены в открытом доступе на сайте soros.kz, то остается надеяться, что Министерство образования и науки подхватит идею и примет систему на вооружение, тем более что основные инвестиции в адаптацию методологии уже сделаны. Для сравнения, институционализация аналогичного проекта в здравоохранении продолжается вот уже 6 лет и щедро финансируется за счет средств проекта Всемирного Банка. Было бы нерационально оставлять такой ценный подарок без внимания.

Али Нургожаев, Координатор инициативы «Открытая экономика» Фонда Сорос – Казахстан

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33