суббота, 24 августа 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
G7: сюрпризы уже начались Пропавшие альпинисты: спасательная операция завершена Матпомощь из-за границы Виктории Шарбону вновь отказали Динара Кулибаева купила замок в Швейцарии Когда отпустят Джакишева Велосипедисты против Казахстанцы боятся открывать собственный бизнес Гражданские активисты требуют изменить закон о выборах В Ташкенте состоится встреча глав правительств стран-членов ШОС Интернет-гиганты заблокировали сертификат безопасности в Казахстане Бойцов СОБРа станет еще больше Сайт о Кунаеве Разнос по-партийному Казахстан будет развивать халал-индустрию Печально известный университет проверили Кок-Жайляу: отложить не значит закрыть В Казахстан прибыл замгоссекретаря США Пропавшие альпинисты: шансов нет Против Гульнары Каримовой возбудили новые дела В Нур-Султане пройдет казахстанско-итальянский форум поставщиков нефтегазовой отрасли Аналитический центр АФК поменял руководителя В Казахстане введут инвестиционное налоговое резидентство Сапарбаев вновь стал вице-премьер-министром Польский участник Форбса проявляет интерес к Казахстану

От футбольной победы к экономическому успеху в Алжире

Недавняя победа Алжира в Кубке африканских наций (континентальном чемпионате по футболу среди мужчин, который проводится раз в два года) стала не просто триумфальной кульминацией очень напряжённого турнира. Она была достигнута спустя почти пять месяцев после начала народного восстания, которое уже привело к отставке президента Алжира Абдель Азиза Бутефлики. Эта победа позволяет также лучше понять те экономические реформы, в которых отчаянно нуждается страна.

Революция, начавшаяся в этом году в крупнейшей стране Африки (по размерам территории), пользуется широкой поддержкой. Как и во многих других протестных движениях в регионе, заводилами протестов в Алжире стали молодые люди, разочарованные отсутствием экономических перспектив. Годовые темпы роста ВВП составляют сейчас менее 2% – это лишь треть от того уровня, который нужен, чтобы создавать достаточное количество рабочих мест для быстро увеличивающегося населения работоспособного возраста в Алжире.

Ключом к удовлетворению недовольства протестующих должно стать завершение перехода от командно-административной экономики к рыночной. Но такая перспектива вызывает в Алжире серьёзное недоверие. Многие винят рыночную либерализацию в расцвете коррупционного капитализма «для друзей»: командные высоты в экономике страны находятся в руках нескольких олигархов.

В реальности же этот феномен стал результатом десятилетий государственного доминирования в экономике, а не периодических эпизодов либерализации в течение этих десятилетий. Правительство Алжира, которым последние 20 лет руководил Бутефлика, фактически поощряло государственные или частные (принадлежащие «друзьям») монополии во многих отраслях, сохраняя подавляющую динамизм политику субсидирования и контроля за ценами. Всё это препятствовало иностранным инвестициям и не позволяло бесчисленным талантливым алжирцам добиваться процветания.

Футбольная команда может выиграть, только если в её составе оказываются наиболее одарённые и высококлассные игроки, а не те, у кого больше денег или связей. Также и экономика может процветать, лишь раскрывая потенциал своих наиболее способных участников. Позволив работать рыночным механизмам, Алжир может выровнять игровое поле, на котором талантливые новички смогут бросить вызов существующим игрокам, демонстрирующим плохие результаты.

Но в подобных усилиях будет мало смысла, если у талантливых игроков не появятся стимулы к конкуренции. Создание национальной футбольной команды чемпионов потребовало мобилизации лучших алжирских талантов, которые играют в самых разных странах мира.

Многим способным алжирцам пошли на пользу масштабные инвестиции, направлявшиеся страной в систему образования после обретения независимости в 1962 году, но они покинули её в поисках экономических возможностей. Нужно убедить их вернуться, что позволит повысить производительность и темпы роста экономики. А учитывая широкую сеть алжирской диаспоры, подобные усилия помогут ещё и интеграции страны в глобальную экономику.

Впрочем, ни одна команда не может играть эффективно без хорошего тренера. Тренер национальной сборной Джамель Бельмади сочетает необходимые технические и стратегические навыки со смелым и требовательным руководством, что позволило ему преобразить собрание индивидуальных талантов в слаженную команду.

Такое же сочетание дальновидности и проницательности необходимо для управления экономическим переходным периодом в Алжире. С этой целью участники государственного и частного сектора, обладающие необходимой квалификацией, должны получить возможность направлять развитие страны. В то же время современные структуры корпоративного управления должны прийти на смену (на уровне компаний) давно доминирующим подходам сверху вниз, которые изолируют высший менеджмент от ответственности.

Наконец, как футбольная игра нуждается в авторитетном судействе, так и экономике для поддержания честной игры требуются независимые регуляторы, причём и отраслевого характера (например, в сфере телекоммуникаций), и общего (например, антимонопольное ведомство). Алжир должен срочно создать надёжный аппарат регулирования, обладающий необходимыми инструментами контроля.

Но создание подобных структур – это лишь первый шаг. Учитывая страхи алжирцев перед рыночной либерализацией, надо предпринять шаги, повышающие доверие общества к регуляторам. И здесь могут помочь новые технические инструменты, например, дигитализация платежей, госзакупок, социальных услуг, что во многом схоже с ролью видеозаписей, которые позволяют урегулировать разногласия на футбольном поле.

Сегодня Алжир обязан воспользоваться импульсом, созданным нынешним движением, и провести смелые экономические реформы, которые дадут стране возможность раскрыть огромный потенциал её большого, молодого и образованного населения. Это станет намного более значительной победой, чем выигрыш в любом футбольном турнире.

Рабах Арезки – главный экономист отдела стран Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) во Всемирном банке, старший научный сотрудник Школы государственного управления им. Кеннеди при Гарвардском университете.

Copyright: Project Syndicate, 2019.
www.project-syndicate.org

Политика111

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33