Анкара укрепляет свои границы
Поддержать

Анкара укрепляет свои границы

Власти Турции составили список «невъездных» в страну иностранцев, который вмещает в себя более 50 тысяч граждан из разных стран мира. В список также попали 1914 казахстанцев

 

 

Эта информация из недавнего доклада министерства внутренних дел Турции, посвященного мерам борьбы с терроризмом, и, в частности, борьбе с террористической организацией ДАИШ.

По мнению Данияра Косназарова, аналитика Университета Нархоз и со-основателя виртуального «мозгового центра» Центральной Азии Bilig Brains, доклад рассчитан на граждан своей страны, чтобы успокоить их, и показать, что работа по борьбе с терроризмом ведется.

— Данияр, какова история отношений Турции и Сирии? Насколько мне известно, именно Турция более других влиятельных стран мира, таких как США и Россия реально страдает от войны в Сирии, а лагеря сирийских беженцев на территории Турции давно превратились в источник нестабильности и озабоченности Анкары.

— Отношения Дамаска с Анкарой стали портиться после т.н. «арабской весны», а до этого две соседние страны дружили очень плотно. После того, как массовые волнения перекатились в Сирию, Анкара хотела повлиять на процесс передачи власти, но с Башаром Асадом Реджепу Эрдогану договориться по этому поводу не удалось. Не скажу, что так сильно играл роль фактор того, что Турция представляет собой суннитов, а во главе Сирии находились алевиты.

Гораздо важнее было остановить сползание страны в хаос, и чтобы он не сказался на Турции, которой еще придется пережить события в Гези в 2013 году. После того, как отношения между руководством стран начали портиться, Турция стала проводить анти-асадовскую политику и играть на стороне различных оппозиционных группировок, в том числе исламистских и туркоманских. Как вы помните, в Стамбуле часто стали проходить встречи между сирийской оппозицией и был открыт офис одной из сил умеренной оппозиции.

Из многих открытых источников известно, что граница между Турцией и Сирией стала «прозрачной» для многих боевиков, в том числе из Европы и стран СНГ.

Не стоит забывать «курдский фактор», который всегда был важен для Анкары

Конечно, не стоит забывать «курдский фактор», который всегда был важен для Анкары. Он стал еще более важен после того, как США начали работать с некоторыми курдскими группировками в Сирии для борьбы против террористических организаций. Чем больше ситуация становилась запутанной, и чем больше глобальных и региональных держав входило в игру, тем быстрее росло напряжение для Турции.

Не стоит забывать об Иране, который поддерживает действующее правительство Сирии. Как известно, отношения между Анкарой и Тегераном не всегда были гладкими и без крови

Не стоит забывать об Иране, который поддерживает действующее правительство Сирии. Как известно, отношения между Анкарой и Тегераном не всегда были гладкими и без крови. Все эти хитросплетения сделали Сирию одной большой «головной болью» для Анкары. Пошел большой наплыв беженцев, и Турция приняла их, выделяя большие средства на поддержание лагерей. В качестве отголосков войны в Сирии, в самой Турции начались столкновения между курдскими сепаратистами и турецкими военными. Многие дезертиры и беглецы из разряда террористов бежали из Турции, и засели там. Стали активно оживать и спящие ячейки внутри страны, которые начали проводить теракты в различных общественных местах, сея панику и страх среди населения.

 

 

Стали активно оживать и спящие ячейки внутри страны, которые начали проводить теракты в различных общественных местах, сея панику и страх среди населения

Все эти события и тренды, безусловно, негативно влияют на страну, которая в последние годы еще более серьезно поляризировалась. Произошел большой откат от ранее практикуемой внешней политики, которая базировалась на понимании «ноль проблем с соседями» и «хорошие отношения с Западом». Примечательно, что все эти вещи происходили и происходят в процесс консолидации власти в руках президента Реджепа Эрдогана. Какие-то перечисленные вопросы были использованы им в политической игре для реализации сценария перехода к супер-президентской системе.
 

— Какую категорию граждан Казахстана уже коснулись запретные меры со стороны турецкого МИДа? Есть ли какая-то конкретная информация в докладе на этот счет?

— Касательно деталей доклада, у меня нет никакой информации, кроме самого доклада. Хочу отметить, что вопросов по докладу много. Они стали возникать и у других коллег.

В самом начале доклада говорится, что ДАИШ является частью т.н. «саттелитных войн» и ее деятельность направлена на дестабилизацию мусульманских стран. В докладе частично делается намек на то, что западные страны замешаны в этом.

Доклад содержит информацию о мерах, предпринимаемых властями Турции для борьбы с терроризмом. В частности, было закрыто 12 организаций, более 2 500 аккаунтов в соцсетях заблокированы, а в течение 2011-2017 годов взято под стражу 1 377 иностранцев

ДАИШ, по мнению составителей доклада, создана для того, чтобы поделить Сирию между крупными державами.
В докладе также говорится, что многие иностранные боевики попадают в Сирию через Турцию. У многих из них имеются поддельные паспорта, и они при въезде в Турцию говорят таможенникам, что приехали в качестве туристов или по делам. 
Кроме того, этот доклад содержит информацию о мерах, предпринимаемых властями Турции для борьбы с терроризмом. В частности, было закрыто 12 организаций, более 2 500 аккаунтов в соцсетях заблокированы, а в течение 2011-2017 годов взято под стражу 1 377 иностранцев. Там есть много других данных, но они не детальные. Как мне кажется, доклад направлен на то, чтобы показать, что Турция не сидит, сложа руки, а что-то пытается делать.

Непонятно почему из стран Центральной Азии в запретный список включен только Таджикистан и Казахстан? 

Доклад может быть направлен на внутреннюю аудиторию, чтобы успокоить население и показать, что власти заботятся о стабильности страны. С другой стороны, непонятно почему из стран Центральной Азии в запретный список включен только Таджикистан и Казахстан? Может этим странам посылается сигнал? Я не вижу в этом какой-то конспирологии, но в докладе говорится, что власти этих стран не проверяют должным образом своих граждан перед вылетом в Турцию.
Я не хочу спекулировать и говорить, что, возможно, цифры притянуты за уши. В докладе не уточняется, какой период времени изучался. Если с 2011 по 2017 годы, то цифры вполне реальные. Неизвестны истинные причины депортации. Может люди попали в список «невъездных» граждан по совсем другим причинам. Но мне, к сожалению, об этом ничего неизвестно. 


 

P.S.

Вопросы остаются

Я обратилась за комментариями о ситуации с запретным списком к известному политику Амиржану Косанову:

«Если такая солидная и многоопытная в борьбе с терроризмом страна, как Турция, считает, что почти две тысячи казахстанцев связаны с ДАИШ, то этот вопрос надо организовать нашим правоохранительным органам, призванным бороться с вселенским злом! Ведь такие обвинения должны иметь под собой соответствующие аргументы! Кто эти граждане? Почему они живут припеваючи рядом с нами? Почему они не привлекаются к ответственности за связи с организацией, которая стала реальной угрозой не только для региона, но и для всего человечества? Или же наши органы должны дезавуировать сообщение турецких коллег. В связи с этой информацией возникает также вопрос о международной координации деятельности антитеррористических структур – каково состояние дел в этой сфере?».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.