пятница, 25 сентября 2020
,
USD/KZT: 412.24 EUR/KZT: 470.98 RUR/KZT: 5.81
В Алматы задержан проросийский блогер Ермек Тайчибеков Российские мошенники обманывают кыргызстанцев об открытии границы с Казахстаном В Шемонаихе заболели уже 4 школьника из дежурных классов Трамп не гарантирует передачу власти мирным путем после выборов Казахстан отказался от смертной казни Тайная инаугурация Лукашенко: протесты и реакции за рубежом ФСМС сократил свои административные расходы на 1 млрд тенге Президент Франции призвал направить в Синьцзян миссию под эгидой ООН Токаев назначил Такиева ФСМС утверждает, что на выплату медикам отправил свыше 73 млрд тенге Илон Маск планирует выпустить бюджетный беспилотник Tesla Депутат Госдумы умер от коронавируса Обвинение просит посадить банкира на 11 лет За разжигание межнациональной розни Кирилла Божко могут посадить на 7 лет Казахстан предложил учредить Международное агентство по биологической безопасности Kaspi.kz — №1 в электронной коммерции в Казахстане Людмила Бюрабекова освобождена от должности вице-министра здравоохранения Ввести талоны на продукты предлагают в Казахстане В Казахстане зафиксирован первый случай заболевания ученика ковидом в дежурном классе Дмитрий Горьковой возглавил Риддер С 4 октября Саудовская Аравия начнет прием паломников Улететь в Россию можно будет с 26 сентября Китай пожертвует 50 млн долларов США для ООН Депутаты намерены услышать от главы минздрава сколько медработников получили компенсацию Минск запретил ввоз товаров из Польши

Уроки древнетюркского: тайна имени

Меня всегда смущала прямолинейная простота обычной интерпретации этнонима «тюрк» в виде самоназвания «крепкий, сильный». Как-то это хвастовство не вяжется с глубиной и сложностью религиозных взглядов, изложенных в древнетюркских источниках. Просто назвать себя самым крутым — обычное дело у изолированных народов гор и джунглей, но на таком идейном базисе трудно построить даже хрупкий племенной союз, не то что всемирный каганат. Ведь главный вопрос любого союза сильнейших будет состоять в том, кто же из них самый-самый сильный. Кроме того, при такой интерпретации совершенно бессвязным оказывается самоназвание тюрков раннего средневековья - «кёк-тюрк». Его обычно и переводят бессвязно — начиная с совсем смешного варианта «синие тюрки» до устоявшегося современного «небесные тюрки» (в анголоязычной литературе celestial turks). Бессвязность заключается в том, что «тюрки» тут фигурируют как бы сами по себе и несут главный смысл, а небо —  это просто усиливающее прилагательное. Кажется, что его можно и опустить для краткости или даже для скромности. Прямолинейные переводы  «небесно-сильные» или «божественно-крепкие» - это уже кому угодно покажется перебором самовосхваления, поэтому их и не применяют. Так, когда самая населённая страна тюркского мира - Османская империя - взялась перестариваться в национальное государство по европейскому образцу, она назвала себя Турцией, устранив небесную составляющую и оставшись с одной только крепостью и силой. Уж не знаю, насколько тут повлияло имя, но турецкое национальное государство сразу же потеряло все имперские политические способности османов, и в начале прошлого века провалилось в моральную бездну этнических зачисток, обогнав Западную Европу в её национальных заблуждениях ровно на одну мировую войну. У нас есть один очень ценный обзорный источник древнетюркской идеологии - «Древнетюркский словать» ленинградского отделения издательства «Наука» 1969 года. Древние тюрки редко делали записи по мелким поводам. А может быть, от них просто сохранились в основном монументальные надписи. Поэтому и примеры в этом словаре часто такие, что только в камне и высекать. Ну вот например, в статье «тёрю» (порядок, правило, закон): - «Если сила входит в дверь, закон уходит через дымовое отверстие». Как-то не очень согласуется с простодушным восхвалением тюрками своей силы, не правда ли? Посмотрим, что в этом словаре можно найти о самоназвании тюрков. Конечно, тут есть этот этноним, но нас интересует его происхождение, а не факт наличия. Для самоназвания народ должен уже фактически сложиться и иметь язык, на котором себя можно назвать. Поэтому ищем подсказки вокруг «тюрк», и видим всё тот же «сильный и могучий, в расцвете сил». Ну просто Карлсон какой-то. Есть ещё «тюр» - «сворачивать, складывать», и ещё несколько бытовых понятий,  которые не подходят для такого важного дела, как осмысленное самоназвание.  Обычно, если какое-то слово в словаре не имеет богатого однокоренного окружения, оно попадает под подозрение о заимствовании. Но это всё же явно не тот случай. Наконец, видим там слово «тюркюн» и отсылку за переводом к статье «тёркюн», где обнаруживается вполне осмысленное значение - «род, племя». Заодно выявляется ещё несколько пар слов, имеющих одинаковый смысл и отличающихся только второй буквой: «ю» в них заменяется на «ё» (я извиняюсь за использование неточных букв-заместителей, но так будет проще читателю). Это значит, что диалектное разнообразие древнетюркского языка позволяло многие слова на «тёр» произносить и писать на «тюр» без изменения смысла. Но тогда и рассматривать эти словарные гнёзда следует совместно. В этом случае происхождение этнонима «тюрк» на основе словарных данных выстраивается следующим образом. Сначала появилось слово «тёр» с чрезвычайно общим значением «ценность», включая абстрактные и духовные смыслы (с ним связано и понятие «тёра» - «закон, обычай», по поводу которого придётся когда-нибудь разобраться с иудейской «торой»). Потом получилось слово «тёрат» -  создавать, творить (в частности, в применении к сотворению мира). Здесь можно заметить явное сходство с русским «творить», так что это словарное гнездо может быть из тех времён, когда алтайские и индоевропейские языки ещё не разошлись. Рядом стоит близкое слово «тёрю» со значением «происходить, возникать», а ещё - «рожать». Так что у древних тюрков сотворение мира и рождение человека оказались смежными понятиями. Другие смыслы слова «тёрю» - «закон», «обряд», «носитель бытия» - пока оставим в стороне. Но где рожают, там и род появляется, то есть, по словарю - «тёркюн», «тюркюн». А между словами «тёрю» (со смыслом «рожать») и «тюркюн» (род) вполне можно предположить промежуточное слово «тюрк» со смыслом «рождённый» или «родич». Аналогию такого словообразования мне легче привести из строительной терминологии русского языка — если я «творю» (в смысле  «делаю что-то твёрдым»), получается «творог» (результат творения). Смысл тут совершенно иной, но исходный корень - из общего с тюркским источника. И, в общем-то, истолкование этнонима «тюрк» как «крепкий», весьма близко к забавному переводу «творог» - это и по звучанию близко, и лингвистически точно так же обосновано. Но всё-таки я предпочитаю выбрать более правдоподобную смысловую ветвь — не «творение» как «отверждение», а «творение» как «создание» или -  древнетюркское «рождение». Когда слово «тюрк» (рождённый или родич) превратилось в этноним, его перестали употреблять в исходном смысле, поэтому такой отдельной словарной статьи и не появилось. Это всё, конечно, только догадка, но в лингвистике, по существу, всё построено на догадках. Догадка предложенного типа (угадывание промежуточного значения в некотором ряду) у нас, физиков, называется «интерполяцией» и считается довольно убедительной. Кстати, патентного поиска я не проводил и на приоритет не претендую. Так что не было у тюрков никакого хвастовства своей силой и крепостью — народ просто скромно назвал себя «тюркюн», то есть «род», «племя» или «народ».  Отсюда пошёл и известный этноним «тюркют» - это вполне правдоподобная вариация окончания. Это очень типичное самоназвание, половина древних племён называла себя «людьми» или «народом» на своём языке. Это практически то же самое, что столицу назвать Астаной. Однако, с какого-то момента этот народ решил чем-то отличить себя от соседей. И сделал он это уникальным способом — кроме обычного обращения к именам древних предков, он ассоциировал себя ещё и с самыми фундаментальными понятиями тенгрианского мировоззрения. Он назвал себя народом «кёк-тюрк», что мы можем теперь перевести вполне связно — это приблизительно означает «небесный род». То есть ключевое значение оказывается связано с первым словом, а не со вторым. Но всё же и это понятие требует уточнения, потому что вдали от степей оно применялось совсем не так, как у кочевников. В Большой надписи в честь Кюль-Тегина, которая начинается с изложения исторического мифа о происхождении мира, в третьей строфе читаем первое упоминание этнонима: «Там жили кёк-тюрки без властителей и старшин. У них были мудрые каганы.». Каган (хан) властителем не считался, поскольку  при всём своём авторитете был выборным лицом. Таким образом, речь идёт о политической независимости и свободе внутренней организации, которой кочевники радикально отличались от своих осёдлых соседей. Этот вариант поддержан и в древнетюркском словаре, где третий вариант перевода слова «кёк» - «свободный, вольный», а сочетание «кёк тюрк» переводится как «свободные тюрки без повелителя и без родовых подразделений». Скорее всего, тут идёт указание на отсутствие таких институтов власти, которые изначально были бы внешними для человека и не зависели бы от его воли. Таким образом, «небесный» надо понимать как «народ, подвластный только Небу». Иначе говоря, кёк-тюрк означает «свободный народ». Но не просто буйно-свободный, которому всё дозволено. Свобода ограничена законами и волей Неба, действующими прежде всего через честь и совесть каждого. У свободного народа все его люди — это дети Неба.  Но при этом и все другие народы он тоже признаёт изначально детьми Неба, ведь, как гласит первая строфа той же надписи в честь Кюль-Тегина, «Когда вверху возникло Небо, а внизу — Земля, между ними был сотворён род людской». Этой щедростью в признании благородства происхождения человека свободный народ отличался от тех, кто предпочёл политическую стабильность любой ценой. Например, фараон был единственным в Египте сыном бога Солнца, а китайский император — единственным сыном Неба. За попытку простолюдина напрямую обратиться к Небу в Китае могли сурово наказать. А у кёк-тюрков в каждой юрте была своя дыра в потолке для прямого общения с Небом, и никакой каган не смел её заткнуть. Становится понятно, что с такой идеологией кёк-тюрки вполне могли строить величайшие политические объединения, присоединяя к себе племена без различия происхождения и веры. Кёк-тюрки предлагали им не унижение навязанной власти, а духовную свободу и возвышение до звания прямых потомков Создателя, каким бы именем его ни называло каждое конкретное племя. В наше время каждый имеет полную свободу поднять взгляд выше горизонта и решить для себя, кто он такой — потомок рода небесного или же орудие в руках каких-нибудь тварей земных. И пусть духи кёк-тюрков помогут нам сделать свой выбор.  
Оставить комментарий