В Караганде замуровали дверь в подъезд
Поддержать

В Караганде замуровали дверь в подъезд

Антикризисные меры, связанные с кредитованием бизнеса, не позволяют решить две главные проблемы. Во-первых, во время резкого снижения доходов, из-за карантина, они не помогают бизнесу в оплате его фиксированных расходов. Во-вторых, они не создают базу для быстрого расширения доступного кредитования после снятия карантинных мер. Что на самом деле нужно бизнесу от государства во время карантинных мер?

Власти Казахстана считают, что одной из главных антикризисных мер является резкое расширение льготного государственного кредитования бизнеса. Но на самом деле это популистская и несистемная мера, которую нужно срочно изменить. И вот почему.

Программы льготного кредитования бизнеса со стороны государства существовали задолго до кризиса, однако их эффективность вызывала очень большие сомнения. Во время карантинных мер, когда большая часть малого и среднего бизнеса приостановила свою деятельность, вообще нет смысла в государственных мерах по расширению кредитования экономики.

В текущей ситуации возникает два очевидных вопроса. Зачем бизнесу брать новые кредиты, если его доходы резко упали и впереди есть только большая неопределённость? С другой стороны, когда доходы заемщика упали и впереди большая неопределённость, то как банк может дать дополнительный кредит такому заемщику?

Во время карантинных мер и некоторое время после них для бизнеса со стороны государства важны не новые льготные кредиты, а помощь в оплате постоянных (фиксированных) расходов бизнеса. При резко упавших доходах бизнес может сократить свои переменные расходы, например, уволить сотрудников или отправить их в неоплачиваемые отпуска. Однако бизнесу всё равно придется платить свои фиксированные расходы — проценты за кредит, аренду и другие. 

С этой точки зрения, текущие антикризисные меры по льготному кредитованию бизнеса построены очень странным образом. Новыми льготными кредитами нельзя закрывать текущие банковские кредиты, выданные по рыночным (высоким) процентным ставкам. То есть бизнес, у которого сильно упали доходы из-за карантина, за счет государства не может снизить процентные ставки по текущим кредитам, а дополнительные кредиты ему тем более не нужны.   

В целом можно отметить, что карантинные меры являются краткосрочными по своей природе и после снятия карантина деловая активность начнет сама постепенно восстанавливаться. В такой ситуации для государства самое важное сейчас — это помочь бизнесу с оплатой его фиксированных расходов в течении и некоторое время после карантина. Отдельно государство должно помочь работникам бизнеса, которые также потеряли свой доход из-за карантина.  

Проблемы финансовой госпомощи бизнесу во время карантина

Есть несколько очень серьёзных вопросов при организации антикризисной государственной поддержки бизнеса.

  1. Из-за кризиса у государства тоже упали налоговые доходы, в результате чего у правительства ограниченные возможности в  помощи бизнесу. С другой стороны в банковской системе имеется избыточная ликвидность на сумму в 4 трлн тенге, которую можно и нужно направить на кредитование бизнеса. Здесь вопрос заключается в том, как использовать избыточную ликвидность банков, не нанеся им убытки? Если коронавирусный кризис перерастёт в банковский кризис, то это уже будет реальной катастрофой для всей страны. 
  2. Следующий вопрос заключается в том, какая часть государственной помощи будет возвратной, а какая невозвратной? Невозвратная помощь ляжет тяжелым бременем на бюджет, а при использовании возвратной помощи могут возникнуть сложные и дорогостоящие административные и контрольные процедуры со стороны государства. Также здесь возникает проблема в том, кто будет нести риск невозврата выданных денег- государство или банки.
  3. Другой большой вопрос заключается в том, в какой сумме и как быстро и справедливо (без излишней бюрократии) распределить финансовую помощь от государства бизнесу? Например, на сегодня проблема заключается в том, что решение по выдаче льготного кредита принимает банк, поскольку риск невозврата выданных денег лежит на нем. Поэтому банк не спешит с выдачей такого кредита, пока он не проанализирует финансовые прогнозы бизнеса и не будет уверен в возврате денег. Во время кризиса банки обычно совсем прекращают кредитование бизнеса и им не важно, что это специальные льготные кредиты.    

Как можно решить проблемы финансовой госпомощи бизнесу?

Помощь совсем малому бизнесу, включая ИП, может быть достаточно простой. Например, малый бизнес, освобожденный по налоговому кодексу от обязательного ведения бухгалтерского учета, и который добросовестно платил налоги в прошлом году может получить одинаковую для всех сумму безвозвратной государственной помощи.

Я уверен, что госбюджет и Нацфонд достаточно легко смогут найти деньги на такую безвозвратную помощь малому бизнесу. Здесь главное нужно избежать ошибок, совершенных при выплате социальной помощи в 42,5 тыс тенге. В случае прямой финансовой помощи малому бизнесу нужно без всяких заявок выплатить её абсолютно всем, кто добросовестно платил налоги в 2019 году.

Для малого и среднего бизнеса, который обязан вести бухгалтерский учет и который платил налоги в прошлом году, лучшей госпомощью будет выдача беспроцентного кредита на срок карантина и какое-то время после него. Причем, данный кредит можно будет использовать на любые цели, включая на возврат прошлого кредита.   

Чтобы с толком использовать избыточную ликвидность в банковской системе, а также быстро и без проблем выдать беспроцентный кредит в помощь бизнесу, государство должно взять риск невозврата кредита на себя, так как это было сделано в Германии для среднего бизнеса.

При утверждении госпрограммы быстрого кредитования для среднего бизнеса министр финансов Германии объяснял, что получение предприятиями антикризисных кредитов зависит от решений банков, на принятие которых, возможно, «потребуется время, которого нет». Благодаря новой программе быстрого кредитования, предусматривающей стопроцентные государственные гарантии, банки смогут выдавать кредиты без проверки перспектив развития того или иного предприятия.

По словам министра, подобные кредиты помогут предприятиям среднего бизнеса «быстро обрести ликвидность без того, чтобы налогоплательщики потеряли при этом слишком много денег». Компании, которые в прошлом году продемонстрировали «хорошую экономическую деятельность» и оборот и закончили год с прибылями, теперь смогут получить от банка кредит в объеме оборота предприятия за три месяца.

Я считаю, что наше правительство может использовать аналогичную схему. То есть, государство будет на 100% гарантировать банкам антикризисные кредиты для МСБ в объеме оборота предприятия за три месяца 2019 года в случае, если бизнес был добросовестным налогоплательщиком. Поскольку такие кредиты будут гарантированы государством, то банки будут выдавать их быстро (с закрытыми глазами) из своих собственных средств. Ставка по таким кредитам будет одинаковой для всех и сравнительно низкой, как по государственным краткосрочным ценным бумагам.

Несмотря более низкие ставки на антикризисные кредиты, общий уровень процентных ставок в Казахстане в разы выше, чем в Германии. В связи с этим, я считаю, что наше правительство должно дополнительно, на 100% просубсидировать процентную ставку по таким кредитам.

Таким образом, бизнес, который прозрачно вел свой бизнес и добросовестно платил налоги, получит по-настоящему серьезную помощь от государства для преодоления негативных последствий карантина.

Однако после того как негативные последствия карантина уменьшатся до приемлемых уровней, такие беспроцентные кредиты государства для бизнеса должны быть прекращены полностью. Это связано с тем, что государственное финансирование экономики по льготным ставкам однозначно разрушает рыночные механизмы и конкуренцию в финансовой системе и в экономике в целом.

Негативное влияние государства на рыночные отношения в финансовом секторе

После кризиса 2007-2009 государство, имея много денег в Нацфонде, влезло в когда-то вполне конкурентный и рыночный банковский сектор и стало раздавать деньги нерыночным способом по заниженной цене. Возможно такое вмешательство было необходимо во время того кризиса и недолго после него, но прошло уже более 10 лет, а государство все продолжает свое грубое вмешательство в рыночные отношения на финансовом рынке.

Выдавая кредиты по нерыночным процентным ставкам, государство имеет конкурентное преимущество, которого в помине нет у коммерческих банков или у фондового рынка. Это связано с тем, что коммерческая (негосударственная) часть финансового сектора не может снижать свои процентные ставки на кредиты и долговое инвестирование из-за высокого уровня инфляции и кредитных рисков в экономике Казахстана.

По сравнению с кредитным портфелем всей банковской системы государство субсидирует очень малую часть кредитов. Однако такой подход нарушает рыночные механизмы в финансовой системе, поскольку все потенциальные заемщики банков и эмитенты ценных бумаг считают рыночные процентные ставки несправедливыми и пытаются всеми силами выбить дешевое государственное финансирование. Это снижает рост кредитного портфеля банков и фондового рынка Казахстана. На самом деле текущие ставки в банковской системе являются рыночными и справедливыми и я уже писал по этой теме

Также, раздача ограниченных государственных денег по низким процентным ставкам создает благоприятную среду для коррупции и создает необходимость расширять государственный контрольный аппарат, который дорого стоит, ничего не производит, и не приносит другой выгоды для экономики.

Директивные кредиты и инвестиции государства (осуществляемые по решениям чиновников) очень часто создают неэффективные и нерыночные коммерческие проекты, которые никогда не станут интересными для частных банков и для фондового рынка. После этого правительство, чтобы скрыть свои провалы, вынуждены продолжить дешевое государственное финансирование, чтобы поддержать эти проекты на плаву.    

Мурат Темирханов, FCCA Финансист/экономист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.