Правда о казахском бизнесе
Поддержать

Правда о казахском бизнесе

За последние 10 лет, вопреки всему, количество МСП увеличилось в 2,4 раза, но 71% из них – это индивидуальные предприниматели. Это должно быть сигналом для правительства, которое собирается задушить этот сектор налогами.

Центра исследований и консалтинга при поддержке Фонда Сороса в Казахстане провел исследование «Создание условий для развития негосударственного сектора экономики». Ануар Буранбаев, директор Центра, привел достаточно много любопытных данных. Например, оказалось, что малый и средний бизнес обеспечивает работу каждого третьего жителя страны и четверть ВДС МСП в ВРП. Банки являются далеко не самым крупным кредитором бизнеса: за последние десять лет их доля колебалась на уровне 18-16%. Наблюдается ярко выраженная диспропорция между количеством МСП в отраслях и их вкладом в экономику. При этом отраслевое распределение долгосрочных кредитов совпадает с отраслевой структурой выпуска по МСП. Симптоматично то, что наш бизнес предпочитает торговлю (40%) и сельское хозяйство (17%). Но кредитовалась в основном до последнего временя торговля. Последние статистические данные говорят, что 2016 год серьезно изменит структуру кредитования МСП.

Анализ более 10 тысяч обращений предпринимателей, сгруппированных по 5 системным барьерам, сдерживающим развитие МСП показал, что это административные барьеры, доступ к рынкам сбыта, доступ к финансовым ресурсам и, наконец, к инфраструктуре.

Исходя из этого, разработаны ключевые инициативы по увеличению негосударственного сектора экономики:

  1. Поддержка урбанизации, отказ от барьеров для переезда людей из моногородов в крупные города. Развитие двух основных агломераций.
  2. Фокус на привлечение ПИИ от инвесторов, ориентированных на эффективность (экспорт и вхождение в глобальные ЦДС).
  3. Поддержка региональных игроков до уровня национальных лидеров.
  4. Стимулировать повышение конкурентоспособности казахстанских предприятий (увеличение показателей по экспорту и росту производительности).

Exclusive.kz представляет вашему вниманию наиболее острые комментарии представителей бизнеса и независимых экспертов.

Мухтар Тайжан:

«Нужно выходить из ЕВРАЗЭС»

Частный сектор невозможно сократить без сокращения государственного. В противном случае, мы по-прежнему будем свидетелями высоких и не эффективных расходов. Также необходимо дерегулирование рынков, которые на самом деле очень сильно зарегулированы в настоящее время. Это вопросы, касающиеся и лицензирования, выдачи разрешений, техстандарты. Во-вторых, демонополизация. Рынки в стране, начиная от базаров и заканчивая фармацевтикой, монополизированы. Причем, есть много примеров, когда монополии создаются искусственно, что создает весьма серьезные барьеры для развития частного сектора, например «СК-Фармация». В-третьих, отсутствие независимой судебной системы также не позволяет развиваться частному сектору. В-четвертых, необходим выход из Евразэс, в котором Казахстан пребывает в состоянии неоколонии. Для получения некоторых разрешений необходимо согласие в сертификационных центрах, расположенных в Москве или Санкт-Петербурге, что естественным образом создает барьеры для предпринимателей и приводит к сокращению их количества и росту монополии, и соответственно, к высоким ценам. И наконец, налоговый кодекс. Судя по работе госорганов над налоговым кодексом, нет принципиально нового подхода к Налоговому Кодекса, нет решений ни по НДС, ни по другим проблемным налогам. В настоящее время сформирована рабочая группа с участием представителей бизнеса, НПП, которая проводит работу по созданию совершенно нового кодекса. Проект документа будет вынесен на всеобщее открытое обсуждение, и должен стать точкой входа в большие экономические реформы.

Жарас Ахметов, руководитель Oil & Gas project:

«Все дело в коррупции»

Ключевой проблемой является коррупция. Развитие микро- и малого бизнеса сильно определяется коррупционным фактором, наличие которого создает, например, региональные и межрегиональные барьеры в торговой системе РК. Единая программа развития и поддержки предпринимательства ДКБ 2020 отвечает на большинство обозначенных проблем сектора, однако качество ответов — это другой вопрос, и важно внимательно рассмотреть эту программу и выработать по ней предложения, чтобы усовершенствовав, решить проблемы.

Расул Рысмамбетов, Центр публичной экспертизы:

«Увлекшись урбанизацией, нельзя забывать МСБ в регионах.

Урбанизация несет в себе риски. Бесконтрольный наплыв населения из сел и аулов может в какой-то момент весьма осложнить ситуацию в городах. Рекомендации должны включать поддержку МСП в малых регионах РК. Для привлечения прямых иностранных инвестиций важно наличие компаний, соответствующих определенным требованиям и уровню, каковых практически нет среди местных малых предприятий.

Меруерт Махмутова, ОФ «Центр анализа общественных проблем»:

«Нам не с чем выходить на экспорт»

Чтобы эффективно двигать отечественный товар на внешних рынках необходимо в первую очередь обеспечить его качество на внутреннем рынке. К сожалению, по большей части затраты государства на продвижение казахстанских компаний на международных рынках не оправданы, включая затраты на содержание таких структур как Казнексинвест. И каждая отечественная компания должна пройти обкатку внутренним рынком. Не оправдали себя и СЭЗ. Созданные налоговые стимулы и поступления от них в бюджет совершенно не сопоставимы, создание одного рабочего места в рамках СЭЗ обходится стране очень дорого. Более того, с января 2017 года СЭЗ уравнялись в правах, налоговые стимулы отменяются в связи с вступлением в ВТО, и соответственно, экономических обоснований для развития СЭЗ нет. Никто в стране до сих не может назвать точное количество зон в стране, большинство из них существует только на бумаге. И главное, поддержка урбанизации и фокус на агломерациях является ошибочными, т.к. необходимо уравнивать развитие регионов.

Жанар Султанбекова, генеральный директор «АКМЕ»:

«Бизнес должен пройти эволюцию прежде чем выходить на экспорт»

Необходимо создать простые точки входа предпринимателей в бизнес. Эти точки – налоги, господдержка, сниженный административный контроль, бухгалтерия. Отдельная тема — инвестиции в основной капитал. Деньги у малого бизнеса накапливается большей частью в тени. Эти компании не инвестируют в себя, не расширяются, не растут, тогда как укрупнение бизнеса является очень важным фактором для развития экономики и, собственно, основным показателем развития бизнеса.

Нуркен Халыкберген, Управляющий партнер исследовательской компании «Лаборатория проектов»:

«Содержание госаппарата обходится слишком дорого»

Необходимо повысить эффективность чиновничьего аппарата, сократив их количество. Например, в Японии на 128 млн человек приходится 9 тыс. чиновников, т.е. 1 чиновник обслуживает 14 тыс. человек, тогда как в Казахстане количество чиновников составляет 100 тыс., и 1 чиновник обслуживает 170 человек. Пора установить целевые показатели эффективности для государственных служащих, учитывая, что содержание 1 чиновника обходится в 6 млн тенге в год.

Темиржан Жалгасбаев, представитель «Сколково»:

Для увеличения доли частного сектора в экономике, нет необходимости в снижении государственного сектора. Нужно обеспечивать рост частного.

Яна Исакова, Ассоциация семейного бизнеса:

«Меры господдержки – это тушение пожара»

Многие меры государственной поддержки – это тушение пожара здесь и сейчас, тогда как есть потребность в мерах, имеющих долгосрочный эффект. Микро- и малый бизнес должен перерастать в средний, укрупняться. Таких на сегодня единицы. Должна быть система, стимулирующая бизнес расти и переходить на новые этапы развития. В Казахстане МСБ не инвестирует в себя, в свой рост – это факт. Важно развивать бизнес-традиции и культуру, семейное предпринимательство. Семейное предпринимательство в западных странах является драйвером экономики. Это небольшие компании размером до 15 человек, продающие и услуги, и технологии, и товары.

Марат Баккулов, «Алматинский вентиляторный завод»:

У большинства производителей нет доступа к внутренним рынкам. Огромное количество правил – около 8000 разрешений требуется от предпринимателей, которые не позволяют бизнесу работать

Айгуль Тасболат, Председатель правления АО «Рейтинговое агентство РФЦА»:

«Важно создавать кредитные истории»

В качестве предложения по снижению барьера в доступе к финансированию нужно проанализировать возможность внедрения таких параметров, как кредитная история – для физических лиц, кредитные рейтинги – для юридических. Это будет показателем качества предпринимателей для финансовых организаций, предоставляющих финансирование.

Мунавара Палташева, Форум предпринимателей Казахстана:

«У нас нет закона о поддержке МСБ»

Малый бизнес нуждается в постоянной поддержке, а не только на каком-то одном определенном этапе, и для этого необходимо прописанное законодательство. В развитых странах деятельность МСБ регулируется законодательствам, у нас же подобное имело место быть в 1996 году, когда был принят закон о поддержке малого бизнеса, но позже закон был поставлен на утрату. В РК существует множество программ по поддержке предпринимательства, выделяются громадные средства. Но большинство мер оторваны от малого бизнеса, поддержку получают в основном крупный и средний бизнес. Для развития малого бизнеса когда-то существовали так называемые региональные программы, и по закону каждый монополист должен был иметь программу по поддержке компаний малого бизнеса, и это работало. А сегодня в стране практически исчезли отраслевые ассоциации.

Константин Горожанкин, Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса:

«Кадры ищем в России и Украине»

Есть потребность в усовершенствовании законодательства, регулирующего электронную коммерцию, которая последние пять лет весьма активно развивается в РК. Доработки требуют и механизмы регулирования СЭЗ, а также пересмотр административных барьеров, препятствующих входу компаний в СЭЗ. Четко должны быть прописаны положения, касающиеся и налоговых льгот, т.к. в результате отсутствия ясного и однозначного понимания предприниматели могут нести налоговые риски. Некоторые государственные компании не справляются со своими функциональными обязанностями. В частности, Казнексинвест, имея свою структуру в Китае, не смогла предоставить полноценную информацию о китайском рынке. Доступ к внутренним рынкам сбыта часто усложняется коррупционным фактором. Так, тендера проводятся таким образом, что доступ обеспечивается только для определенного круга лиц, имеющих административный ресурс. Для расширения возможностей финансирования стартапов, необходимо внедрить законодательство о банкротстве, которое позволило бы компании в случае неуспешной инвестиции легко выходить из проекта. В Казахстане же закрытие небольшого ТОО влечет за собой кучу проблем. Важно развитие транспортной и логистической инфраструктуры. Ввиду ее текущего низкого уровня отсутствует возможность доставки товаров в большинство сельских местностей и регионов, что ограничивает потенциал интернет-коммерции в РК. Так, если потенциал рынка оценивается в 800 млн долларов, то доставка товаров осуществляется только на 300 млн. Человеческие ресурсы являются проблемой для IT сектора в РК, приходится переучивать выпускников университетов. Это привело к необходимости разработки плана обучения программистов для учебных заведений. Во многом за качественными кадрами приходится обращаться в соседям — Россию и Украину.

Аскар Елемесов, экономист:

«Необходима смена парадигмы в вопросе платежной дисциплины».

Отсутствие платежной дисциплины способствует наличию высоких барьеров для доступа к финансированию, поскольку финансовые организации вынуждены обеспечивать покрытие своих рисков. К примеру, в Турции люди исправно платят по кредитам, так как ответственностью за невыполнение обязательств является лишение свободы.

Едиге Маргулан, АО ФРП “Даму” по г. Алматы:

«Оказывается, МСБ не знает о госпрограммах»

Единая программа ДКБ успешно реализуется, более того, каждый год дорабатывается. Для расширения доступа к финансированию для малого бизнеса внедрен инструмент гарантирования. Так, предприниматели, которые не имеют достаточного залогового обеспечения, могут получить поддержку от фонда в виде предоставления банкам гарантии до 50% по суммам займов в размере до 360 млн тенге. Есть также льготы для молодых предпринимателей – фонд может гарантировать до 85% от суммы займа. Нами будет поднят вопрос о повышении информированности предпринимателей о программах поддержки, оказываемой государством через фонд Даму.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.