Обиды и вдохновение: как казахстанцы воспринимают годы независимости
Поддержать

Обиды и вдохновение: как казахстанцы воспринимают годы независимости

Исследовательский центр PaperLab представил предварительные итоги исследования «30 лет независимости Казахстана глазами граждан: события, символы и герои».

В фокусе внимания экспертов политика памяти в современном Казахстане, восприятие независимости разными поколениями граждан. Некоторые выводы исследования участники  экспертного сообщества обсудили на дискуссивонной площадке PaperLab  в столице 21 декабря. 

По предварительным итогам исследования мы поняли, что те поколения, чье взросление происходило в современном Казахстане, воспринимает День независимости, 16 декабря, как обязательное мероприятие. Первоочередная ассоциация для них – участия в мероприятиях в школе, учебных заведениях после выпуска из которых они, к сожалению, забывают об идеологической наполненности этой даты. Она становится просто дополнительным выходном для них, — отметила в ходе дискуссии политолог, исследовательница PaperLab Алия Тлегенова.

 

В ходе исследования эксперты выяснили, что у молодого поколения казахстанцев, рожденных после 2000 года, 16 декабря ассоциируется с событиями в Жанаозене.

Мы также заметили, что чем старше группы, тем чаще они говорят, что 16 декабря для них в первую очередь и для всего Казахстана, должно быть днем памяти об участниках декабрьских событий 1986 года и событий в Жанаозене 2011 года. Мы отмечаем также, что у участников исследования всех возрастных групп восприятие праздника очень тесно связано с действиями властей. В крупных городах мы часто замечаем, что к этой дате усиливаются все меры безопасности. (…) Нам транслируются какие-то официальные нарративы, которые, к сожалению, не совсем откликаются в среде обычных граждан. Мы видим усиление государственного надзора в этот день, что не дает возможности проявить солидарность с теми, кто чтит память в этот день о жертвах 86-го года или 2011 года. В связи с этим, прослеживается необходимость в совершении ежегодных ритуалов памяти – скорби о жертвах. Но возможность совершения этих ритуалов очень сильно вытесняется официальным нарративом о Дне независимости, — сказала Алия Тлегенова.

Ответы респондентов говорят о том, что День независимости в Казахстане так и не стал всеобщим праздником. Молодежь сообщает об этом с сожалением и приводит в пример аналогичные праздники в европейских государствах, когда очередная важная дата консолидирует общество.

Участники фокус-групп говорили об этом с некой горечью, досадой. Дело не в том, что наш День независимости календарно близок к Новому году, а в том, что не хватает идеологической, патриотической наполненности этого праздника. С чем это может быть связано? Одним из вариантов, помимо не совсем корректной политики памяти в Казахстане, может быть то, что независимость, возможно, не оправдала ожидания граждан на сегодняшний день, — отметила Алия Тлегенова.

В ходе исследования, оценивая результаты развития независимого Казахстана, участники фокус-групп рассматривали годы независимости, как три важных десятилетия. Первое десятилетие независимости они определили, как период постоянной тревоги, связанной с экономическими проблемами в стране.

Второе десятилетие граждане описывают как период, когда они смогли вздохнуть, наконец-то, перестать выживать, все это происходит на фоне высокой нефтяной конъюнктуры. Очень отрадно это понимать. Граждане не причисляют заслуг за экономическое развитие именно президенту или каким-то другим политическим фигурам, а говорят вполне конкретно о высоких ценах на нефть, притоке иностранных инвестиций. Почему это отрадно, потому что мы видим, как в России этот нарратив очень эксплуатируется (официальными властями – РЕД). (…) Молодое поколение также говорит об этом периоде как о «золотом», но они не забывают о причислении статуса «Елбасы» первому президенту, не забывают о событиях в Жанаозене. Эти события они называют критическим звонком.

Последнее десятилетие еще не успело стать историей, оно все еще продолжается, проживается нами. Тем не менее, граждане уже успели накопить какие-то серьезные обиды относительно экономической ситуации, как минимум среди участников старших фокус-групп. Младшие фокус-группы говорят об отставке первого президента, но не как о событии как таковом, а именно о мобилизации гражданского общества, позитивных переменах, которые это сулит. Наблюдается в какой-то степени вдохновленное состояние, — говорит Алия Тлегенова.

В PaperLab отмечают, что нарратив о годах независимости, транслируемый официальной властью сильно отличается от того, как воспринимают прошедшие три десятилетия обычные граждане.

Исследование позволило нам просмотреть путь, который мы прошли со стороны людей. Если история глазами государства выглядит, как история побед, триумфальная , героическая, когда первый руководитель спасает страну, вытаскивает ее из кризиса, то для граждан  все совершенно иначе, когда они, благодаря своим усилиям, достигали улучшения, добивались чего-то. Но при этом очень важно, что сама независимость, как ценность, сформировалась, и является частью нашей идентичности. Людям очень важно, что они живут в Казахстане, что границы четко очерчены, что мы — часть международного пространства, — добавил руководитель PaperLab, социолог Серик Бейсембаев.

 

Умай Беймарал




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.