среда, 20 октября 2021
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Қазақстан тәліптерге тамақ бермек Шымкентте қоқыстан сәби табылды Казахстан на новые Нацпроекты потратит 49 трлн тенге Дәрігерді жауапқа тарту проблеманы шеше ме? Правительство обещает пополнить Нацфонд до 4 трлн тенге Американский суд наложил санкции на Аблязова и Храпунова В списке оказанных психиатрических услуг на Т20 млдр не оказалось Нур-Султана и Туркестанской области Стамбулда алданған қазақтар қаңғып қалды Почему люди массово бегут из Северного Казахстана? Ауыл үшін бөлінген ақшалар ауаға ұшып жатыр ма? Утверждены новые правила пересечения госграницы Казахстана Бизнесмены написали коллективное письмо Токаеву Цой: Казахстан не будет испытывать вакцину QazVac на детях Нұр-Сұлтанда түтін сақинасы елді шошытты Түркістанда мұғалімдер митингке шықты Нацбанк объяснил почему тенге слабеет по отношению к рублю Токаев и Абдалла Аль аш-Шейх договорились об активном сотрудничестве О чем расскажет Назарбаев в фильме "Штрихи к портрету"? Миллион за правду Для чего «Самрук-Казына» занимает $600 млн? Улучшится ли жизнь сельчан за 106 млрд тенге? Балалардан ұят емес пе? Интерес к фондовому рынку растет вместе с количеством финансовых пирамид и лже-брокеров Түркияда қазақтар ұйым құрды Алаяқтық жасаған шенеуніктер аз емес

Нацбанк расширяет свои полномочия

С 1 января в Казахстане был введен риск-ориентированный надзор в банковском секторе, а уже с 1 июля в стране начнет действовать новая система валютного регулирования и контроля за финансовыми операциями. Общий вывод экспертов однозначен – регулятор получает все больше полномочий и хочет активно контролировать все операции на финансовом рынке.

Они считают, что расширение полномочий Нацбанка, с одной стороны, благо - теперь с регулятора можно будет спросить за состояние конкретных банков, и он не сможет сослаться на отсутствие полномочий по контролю. С другой стороны, чрезмерное расширение возможностей регулятора может привести к манипуляциям с его стороны и поощрении одних банков и намеренной ликвидации других. 

В комментарии Ассоциации финансистов Казахстана подчеркивается, что основной задачей риск-ориентированного подхода является выявление и предотвращение рисков и недостатков в целях раннего вмешательства и принятия своевременных надзорных действий для обеспечения их финансовой устойчивости и недопущения увеличения рисков. Риск-ориентированный надзор вводит механизм мотивированного суждения, таким образом, финрегулятор сможет проверять топ-менеджмент банков.

Как отмечают в Нацбанке, в ходе надзорного процесса регулятор сможет изучать всю деятельность финансовой организации на соблюдение требований законодательства РК. Внедряется инструмент принудительной реструктуризации обязательств неплатежеспособных банков, которые находятся в критическом состоянии. Считается, что это позволит крупным кредиторам и негарантированным депозиторам вернуть капитал либо часть капитала по восстановлению его способности, либо репутации самого банка.

Также в этом году вступит еще одно изменение, инициированное Нацбанком, а именно - новая система валютного контроля. Уже летом она начнет внедряться.

«Основной задачей законопроекта является расширение охвата статистического мониторинга валютных операций и сокращение использования иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана. При этом законопроектом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима», – отметил заместитель председателя Национального банка РК Олег Смоляков.

Основные изменения валютного регулирования таковы: признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов; расширение охвата валютных операций трансграничного характера; усиление валютного контроля по операциям, направленным на вывод капитала; уточнение порядка обращения валютных ценностей на территории Казахстана и перечня разрешенных между резидентами валютных операций.

О том, к чему могут привести все эти изменения, Exclusive.kz поговорил с экспертами

Илья Ванин, GR-директор инвестиционной компании "Альпари":

Риск-ориентированный надзор и применение регулятором мотивированного суждения при осуществлении своих функций могут быть весьма полезны, но, как и в любой другой ситуации, здесь есть и обратная сторона. Для применения таких инструментов уровень организации работы и развития механизмов регулирования должен быть достаточно зрелым.

В противном случае это может привести к негативным последствиям для рынка, в том числе к росту коррупционной составляющей, а также неопределенности для бизнеса, так как, помимо установленных законодательством правил игры, появляется еще одна степень свободы, прогнозировать которую не просто, и, естественно, это вызывает опасения у бизнеса. Следует ожидать, что даже весьма аккуратное применение данных мер может привести к процессам консолидации на финансовом рынке, так как более крупным компаниям будет проще адаптироваться и соответствовать новым условиям.

Для снижения данных рисков профессиональному сообществу следует более активно участвовать в формировании нормативной базы, регламентирующей применение риск-ориентированного надзора и мотивированного суждения, чтобы при их использовании в надзорных целях учитывалась и позиция профессионального сообщества, а принятие решений осуществлялось коллегиально.

Алексей Коренев, аналитик ГК "Финам":

Ужесточение надзора за кредитными учреждениями и финорганизациями со стороны Банка Казахстана имеет, скорей всего, своей целью предотвращение нарушений банковского законодательства, улучшение ситуации с кредитными портфелями банков, снижением риска роста просроченной задолженности, а также общим контролем над возможными нарушениями в части антикоррупционных мероприятий.

При этом следует понимать, что абсолютный контроль за банками в принципе невозможен, и практика России, равно как и других государств, это подтверждает. Речь может идти об усилении контроля в той или иной степени.

Данные меры, как правило, неоднозначно воспринимаются финансовым сообществом, так как, несмотря на общую позитивную направленность, несут в себе и определённые трудности для участников рынка. Как в части увеличивающегося документооборота, так и в части ужесточения требований к банковской отечности и целому ряду нормативов.

Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:

Контроль за филиалами иностранных банковских структур - нормальная традиционная практика во многих странах, несмотря на то, что формально эти банковские структуры и имеют, по сути, статус учреждения-резидента, но их основные акционеры и интересанты всё же находятся за рубежом.

Важно отслеживать, чтобы деятельность "дочек" иностранных банковских структур была сосредоточена именно внутри страны, а не приводила к неконтролируемому вывозу капитала за рубеж. А если какие-то из заинтересованных на сегодня иностранных финорганизаций в результате такой практики контроля от процесса и «отвалятся» - например, потому что их цели немного иные - то в этом нет ничего страшного.

Допуск иностранных финорганизаций нужен, прежде всего, как формальная возможность, прописанная в законодательстве для продолжения работы с ВТО. Однако сами финансовые иностранные организации должны быть заинтересованы в выходе на рынок Казахстана больше, чем казахстанский регулятор, открывая для них на определённых условиях собственно эту дверь. Кроме того, это первая итерация, и если опыт не вполне удастся, то в дальнейшем условия всегда можно смягчить, но пока такое сито - то, что надо.

иллюстрации из открытых источников

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33