92 млрд. долларов вложила в Казахстан небольшая страна Европы
Поддержать

92 млрд. долларов вложила в Казахстан небольшая страна Европы

Банковский сектор никогда не оздоровится, пока власти не признают и не исправят свои собственные ошибки по решению проблем в банках. Помимо этого, 3 трлн необеспеченной эмиссии денег со стороны Нацбанка за последние два года никак не совместимы с его монетарной политикой и наносит прямой вред экономике.

В продолжение статьи, где я говорил о проблемах фискальной политики, а также о непрозрачности и бесконтрольности государственных расходов, финансируемых за счет печатного станка Нацбанка, я решил уточнить сумму помощи банкам, начиная с 2017 года. Именно в этот год была утверждена Программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора (Программа ПФУБС). Для этого достаточно было посмотреть аудированную финансовую отчётность за 2017 и 2018 года двух государственных компаний, через которые осуществлялась почти вся государственная помощь банкам за эти годы.

Госпомощью банкам в этот период практически целиком занимались два государственных фонда: АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ), принадлежащий Нацбанку, а также АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК), принадлежащий Минфину.

ФПК был создан в 2012 году при Нацбанке для оказания содействия банкам в процессе «очистки» баланса от «неработающих» займов в целях улучшения качества ссудного портфеля в банковской системе. Однако крупные операции по фонду пошли лишь в 2017 году, когда была утверждена Программа ПФУБС и ФПК был передан в управление Минфина.

КФУ был создан в 2017 году при Нацбанке для реализации все той же Программы ПФУБС. На сегодня основной целью деятельности Фонда является содействие финансовой стабильности банковского сектора посредством финансовой поддержки банков второго уровня, а также реализация государственной программы по рефинансированию ипотечных займов.

Анализ отчётности ФПК и КФУ поразил объёмами государственных расходов по оказанию помощи банкам в 2017-2019, которые непрозрачно и бесконтрольно прошли мимо госбюджета, парламента, и всей общественности. При этом возникают большие вопросы об эффективности этих громадных затрат.

Куда пошли 4,8 трлн госпомощи банкам

Исходя из отчётности ФПК и КФУ госрасходы для помощи банкам пошли по следующим направлениям.

Госпомощь банкам в 2017 — 2019

(млрд. тенге)

Покупка проблемных активов БТА Банка и Казкоммерцбанка (ФПК)

2 640

Госпомощь Цеснабанку (через ФПК и КФУ)

1 454

Госпомощь RBK банку (через ФПК и КФУ)

399

Госпомощь банкам АТФ, Евразийский, и БЦК (КФУ)

310

Итого госпомощь банкам в 2017 — 2019 (через ФПК и КФУ)

4 803

Из них:   профинансировано из госбюджета и Нацфонда

2 093

                профинансировано за счет печатного станка Нацбанка 

2 710


Сумма в 4,8 трлн тенге на помощь банкам просто шокирует. Для сравнения, в госбюджете Казахстана наибольшей индивидуальной статьей госрасходов является — выплата пенсий. Так в 2018 году сумма пенсий из бюджета была чуть меньше 2 трлн тенге и она составила 21% от всех расходов республиканского бюджета.

Покупка проблемных активов БТА Банка и Казкоммерцбанка на сумму 2,6 трлн тенге целиком прошла через ФПК в 2017 году. Для финансирования этой операции из госбюджета было выделено 2,1 трлн тенге, из которых 1,1 трлн пришли из Нацфонда. Остальная часть была профинансирована за счет печатного станка Нацбанка.  

Госпомощь Цеснабанку осуществлялась частями в разные периоды времени и вся она была осуществлена за счет необеспеченной эмиссии денег Нацбанком. В первый раз помощь этому банку была оказана в КФУ через Программу ПФУБС в конце 2017 года. По этой программе в конце 2017 и начале 2018 Нацбанк дал субоординированные льготные займы на 15 лет пяти банкам на общую сумму 654 млрд тенге (RBK – 244 млрд, Евразийский – 150 млрд, Цеснабанк – 100 млрд, АТФбанк – 100 млрд, и БЦК – 60 млрд). Тогда Нацбанк говорил, что этих денег вполне достаточно чтобы восстановить финансовую устойчивостью этих банков. Однако, это оказалось не так и ситуация в Цеснабанке и RBK очень быстро вышла из под контроля.

К концу 2018 года в Цеснабанке наступил кризис и правительство и Нацбанк приняли решение спасти большую часть вкладчиков и кредиторов за счет печатного станка Нацбанка, а также за счет реструктуризации депозитов и других долгов нацхолдингов и госкомпаний. В результате в конце 2018 года ФПК выкупил проблемные активы Цеснабанка на сумму 450 млрд, а затем сделал тоже самое в начале 2019 года на сумму 604 млрд тенге. Помимо это в начале 2019 года КФУ дал облигационный займ Цеснабанку на сумму 300 млрд тенге. В результате общая госпомощь Цеснабанку составила 1,45 трлн тенге.  

Госпомощь RBK банку осуществлялась только через КФУ и состояла из двух частей. 244 млрд тенге были получены банком по Программе ПФУБС. Также Нацбанк через КФУ дал беспроцентный облигационный займ на сумму в 156 млрд тенге для специальной финансовой компании — ДСФК, которая была создана на основании постановления правительства для выкупа сомнительных активов банка RBK.

Непрозрачная и неэффективная госпомощь банкам

Помимо размеров такой помощи также сильно шокировали её результаты.

Перед тем как продать Казкоммерц-БТА банк Народному банку правительство должно было очисть его от проблемных активов. Для этого из Казкома в БТА был переданы его сомнительные и неработающие активы, после чего ФПК выкупил все проблемные активы БТА-Казкома по их балансовой (учетной) стоимости за сумму 2640 млрд тенге. При этом, в финансовой отчётности ФПК говорится, что рыночная стоимость выкупленных активов по результатам независимой оценки составила 268 млрд тенге или в 10 раз меньше чем оплаченная сумма! В результате на такой покупке активов ФПК признал убыток в сумме 2372 млрд тенге.  

Такая же ситуация, но в меньших масштабах, произошла с убытками на покупке сомнительных активов в Цеснабанке. Раскрытие информации по сумме в 604 млрд, которая прошла в 2019 году, еще не доступно, однако в отчётности ФПК по покупке проблемных активов на сумму в 450 млрд тенге в 2018 году говорится, что рыночная стоимость выкупленных активов по результатам независимой оценки составила лишь 46 млрд тенге. То есть ФПК опять заплатил почти в 10 раз больше рыночной цены и признал убыток на этом в 404 млрд тенге!

Помимо громадных убытков, которые возникли у ФПК на приобретении сомнительных активов Казаком-БТА и Цеснабанка, очень сильно удивляет то, что непонятно откуда эти убытки появились. Если посмотреть регуляторную отчётность Нацбанка, а также аудированную финансовую отчётность Казаком-БТА и Цеснабанка за 2016 и 2017 года, то там даже рядом нет таких кредитных убытков и оба банка показывали качественные активы с, на удивление, низким уровнем проблемных кредитов. Такая ситуация поднимает  целый ряд очень больших вопросов.

  • Почему реальная рыночная стоимость кредитов в Казаком-БТА и Цеснабанка оказалась во много раз ниже, чем это было до этого указано в регуляторной отчётности Нацбанка и финансовой отчётности, подтвержденной международными аудиторами?
  • Если отчётность этих банков не соответствовала действительности, то как такое вообще могло произойти? Как в таком случае вообще можно доверять банковской системе Казахстана и Нацбанку?
  • Государство потратило 4,8 трлн тенге на спасание банков, так почему процесс покупки и передачи проблемных активов банков государству был абсолютно непрозрачным и неподконтрольным для всей общественности?

В случае с Казком-БТА эти вопросы прежде всего должны быть направлены к трем сторонам.

  • Во-первых, они должны быть адресованы правительству, которое долго владело БТА банком до его слияния с Казкомом (через Самрук-Казына), и которое потом обратно получило проблемные активы того же БТА вместе с Казакомом, заплатив неимоверную сумму денег.
  • Во-вторых, это относится к Нацбанку как банковскому регулятору. Он регулярно, почти раз в год, тщательно проверяет и владеет полной информацией по каждому банку. Именно он дал согласие на слияние Казкоммерцбанка и БТА, на спасение которых государство затем потратило 2,6 трлн тенге.
  • И наконец, эти вопросы должны быть направлены внешним аудиторам, главной задачей которых является независимая проверка достоверности финансовой отчётности.

Сегодня глава государства, правительство, и Нацбанк много говорят о том, как улучшить ситуацию в банковской системе, чтобы она наконец-то начала полноценно выполнять свои функции как в развитых странах. Однако никто из властей так и не ответил на вышеуказанные вопросы и не объяснил, как собираются решать эти очень большие проблемы.

В недавнем интервью по вопросу развития банковского кредитования экономики, я попытался ответить на эти вопросы и дал свои предложения по исправлению ситуации. Однако это лишь мнение внешнего наблюдателя. Пока Нацбанк и правительство четко не обозначат эти проблемы и пока кто-нибудь из чиновников не понесет жёсткую ответственность за то, что произошло в вышеуказанных банках, ситуация в банковской системе никогда не изменится. В текущих условиях о новых проблемах в банках общественность всегда будет узнавать, когда уже слишком поздно и власти уже потратили громадные деньги.

Как известно, с начала августа Национальный банк Казахстана запустил проверку качества активов (AQR) 14 коммерческих банков, которую планирует завершить до конца текущего года. Предполагается, что по ее итогам будет составлен план мероприятий по принятию корректирующих мер и оздоровлению банковской системы в среднесрочной̆ перспективе. В чем смысл этой проверки, если Нацбанк, правительство, и международные аудиторы уже не раз «умудрялись» не видеть проблем в отдельных банках с влиятельными акционерами?

3 трлн тенге эмиссии денег – это прямой вред для монетарной политики и всей экономики

Как было указано ранее в таблице, из 4,8 трлн тенге, потраченных на спасение банков, 2,7 трлн тенге были профинансированы Нацбанком за счет необеспеченной эмиссии денег. Госпомощь банкам началась в 2017 года, а это говорит о том, что эти громадные деньги были потрачены в течение чуть более двух лет.

Однако печатный станок Нацбанка за этот период работал не только на госпомощь банкам. Наш монетарный регулятор также финансировал программу рефинансирование валютной ипотеки, программу кредитования экономики простых вещей, программу списания потребительских кредитов, и так далее. В целом, с 2017 года за счет печатного станка было профинансировано госрасходов на сумму более 3 трлн тенге и это очень много!

В такой активной работе печатного станка Нацбанка есть три большие проблемы.

  • Во-первых, это напрямую противоречит монетарной политике «инфляционного таргетирования», которую проводит Нацбанк. Спрашивается, какую вообще монетарную политику он проводит?
  • Во-вторых, такие объемы необеспеченной эмиссии денег однозначно давят на инфляцию в стране и девальвацию тенге. В таких условиях государству трудно проводить политику на развитие рыночной экономики в Казахстане.
  • Третья большая проблема заключается в том, что государственные расходы, профинансированные за счет печатного станка, не включаются в госбюджет, а также в расчет ненефтяного дефицита. Я уже писал об этом – в таких условиях правительство не может проводить адекватную фискальную политику.

 

Мурат Темирханов, FCCA, финансист/экономист

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.