понедельник, 25 октября 2021
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Алек Болдуин «Ржавчина» фильм түсірілімінде операторды өлтірді Как чиновница, фигурировавшая в коррупционном деле, стала замом акима Косшы? Суд оправдал бывших вице-министров Садибекова и Джаксалиева Белгілі жазушы Софы Сматаев оқырманнан ақшалай көмек сұрады Казахстанские хлебопеки: В стране может исчезнуть социальный хлеб Апатқа ұшыраған "Қайрат" ойыншылары пікір білдірді В Казахстане растет количество родов среди подростков Блокада на границе с КНР продолжается Марқұмның жақындары жауынгердің өзіне қол жұмсағанына сенбейді Минтруда: На переселение с юга на север направят более 46 млрд тенге По затратам местных бюджетов лидируют Туркестанская и Алматинская области Во время пандемии казахстанцев охватила «эпидемия» лудомании Второй энергоблок Ростовской АЭС остановлен из-за неполадок Аида Балаева: «Ұлттық рухани жаңғыруға» 119 миллиард теңге жұмсалады Арон Атабектің халі нашарлап кетті Казахстанские аэропорты дожигают последний керосин 500 казахстанских женщин стали жертвами бытового насилия Орал әуежайына Мәншүк Мәметова есімі беріледі Казахстан в высокой группе риска - тенге дорожает Әлия Назарбаеваның кітабы: отырыс өткен театр директорына 670 910 теңге айыппұл салынды В Казахстане начнут прививать вакциной Pfizer подростков и беременных Тоқаев: Балаларды бір тілмен шектеудің қажеті жоқ Парламент Казахстана принял закон по защите Каспия Казахстанский уран и бразильский сахар: товарооборот составил $109,8 млн Казахстан и Италия начнут сотрудничать в военной области

Импортозависимость независимости

 

Exclusive начинает публикацию цикла экспресс-статей, в которых мы попытаемся рассмотреть Казахстан через призму различных факторов. Изучение экономической, социальной, политической составляющей поможет в итоге выстроить целостную картину состояния страны, оценить ее перспективы. Взглянуть на наши достижения и провалы.

Сегодня мы поговорим, пожалуй, о самой главной проблеме казахстанской экономики. Речь пойдет о тотальной импортозависимости РК. Именно этот показатель в условиях низких цен на нефть может стать определяющим для дальнейшего развития страны.

Приходится признаться – цифры не радуют. По различным оценкам экспертов, Казахстан проигрывает по всем статьям. За последние несколько лет наметилась устойчивая тенденция роста импорта по отношению к экспорту. Это связано со многими факторами: девальвация, проседание экспортных рынков, отсутствие эффективной логистики, падение цен на нефть и т.д.

Ситуация дает четкое понимание, что, несмотря на попытки диверсификации национальной экономики, добыча углеводородов остается приоритетной. Усилия правительства по стимулированию несырьевых секторов плодов пока не приносит. Декларативность подхода стала особо заметной, когда мировые цены на энергоносители «пробили» все исторические минимумы.

В среднесрочной перспективе ожидается рост экспорта, однако грандиозных темпов начала 2000-х ждать не приходится. Торговые потоки Казахстана столкнулись с экономическими изменениями в странах-партнерах. Отечественный углеводородный рай стал заложником промышленного спада в Китае, а Российская Федерация, ведя санкционную войну с Западом, умерила свои аппетиты в отношении казахстанских металлов.    

Другие основные рынки, в том числе Италии, Нидерландов и Франции, создают меньше рисков из-за устойчивого спроса на сырую нефть, которые являются основными статьями экспорта в эти государства. Тем не менее, снижение спроса в Китае и России создают дополнительные риски для Казахстана.

Казахстанские потребители давно привыкли к засилью иностранных товаров на полках местных магазинов. Граждане уже не удивляются чилийским яблокам и израильской клубнике, а к узбекскому картофелю и к украинской водке они питают особую привязанность.

Импортные продукты питания стали для страны привычной вещью, которая не требует особых объяснений. За таким мнением потребителя, кроме выгодной для него цены, стоит почти катастрофическая ситуация с промышленными мощностями государства. Объем импорта в значительной степени отражают ограниченную производственную базу страны.

Ключевые отечественные производители во многом зависят от заграничного оборудования. Техника, электроника и механические устройства, в том числе компьютеры, строительная техника составляют самую большую долю импорта товаров – 26,2% от общего объема в 2014 году. Компании нуждаются в транспортных средствах – только железнодорожного подвижного состава, определяющего конкурентоспособность и стоимость конечного продукта, было ввезено несколько десятков километров. Это составляет 14,7% от общего числа ввозимой продукции.

Но даже не это самое печальное. Больше всего беспокоит, что страна, живущая за счет углеводородного экспорта, вынуждена импортировать большое количество минеральных продуктов. Мы пользуемся соседними запасами горюче-смазочных материалов, машинных масел, нефтехимических реагентов и т.д. РК покупает цветные металлы  и продукцию химической промышленности. По данным ЕЭК, объем  импорта Казахстана в прошлом году составил 88,2 %  к уровню 2014 года.

Если посмотреть на географический разрез отечественного импорта, то можно констатировать особую роль Российской Федерации. Самая протяженная сухопутная граница и наработанные экономические связи делают наших северных соседей основным поставщиком товаров. Доля России в казахстанских торговых потоках составляет 25,4%. Причем цифры, с учетом членства обоих государств в Евразийском экономическом союзе, будут только расти. Астана сильно зависит от Москвы в импорте сырой и переработанной нефти. РК требует от российских производителей широкий спектр продукции – комплектующие для машин, черные и цветные металлы, транспортные средства (коммерческие и легковые автомобили), пищевые продукты. Остальные источники импорта обеспечивают гораздо меньшую долю от общего объема. К примеру, Китай – 13,6%, Германия – 4,3%, США –  3,7%, Украина – 2,2%.

Положение с импортозависимостью усугубляет членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе. Парадоксально, но одновременное участие в нескольких соглашениях о свободной торговле привело к полному размытию перспектив от такого партнерства. Несмотря на снятие торговых барьеров, в едином экономическом пространстве произошло сокращение объемов торговли.

О причинах такого положения мы расскажем завтра, конечно, коснувшись вопросов логистики.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33