И вечно музыка звучит…
Поддержать

И вечно музыка звучит…

МУЗЫК.2

В нашей стране, в ее культурной сфере, не так много личностей, которые действительно обладают реальным значением для отечественной культуры. Чтобы справляться с такими огромными культурными задачами, необходимы совершенно конкретные человеческие и профессиональные качества. К таким людям, на мой взгляд, и относится наша Жания Яхияевна Аубакирова.

Я не случайно употребил слово «наша», потому что она является своего рода достоянием всей республики. Наверное, здесь более уместным определением были бы слова «культурный эмиссар», так как она реализует очень много значимых проектов международного уровня, которые, в конечном итоге, формируют определенный имидж страны на мировой арене. И это очень важно потому, что, наряду с какими-то политическими инициативами, которые осуществляет то или иное государство, должна быть и соответствующая паритетная культурная основа.

Несмотря на то, что консерватория является сугубо учебным академическим заведением, её руководство и коллектив сумели переформатировать деятельность этого вуза в совершенно новое качество. Сегодня консерватория, помимо своего прямого предназначения, представляет собой ещё и большую, эффективную концертную организацию. В принципе, в этой тенденции есть своя неоспоримая логика, потому что любой молодой обучающийся музыкант должен иметь солидную практическую базу. Это касается как инструменталистов, так и дирижеров, певцов и композиторов.

Когда начинались подобные проекты — всё было в диковинку, всё было очень необычно и вызывало определенный скепсис у профессорско-преподавательского состава и части сотрудников консерватории. И это было, на мой взгляд, абсолютно нормальной реакцией, так как Жания Яхияевна является человеком, способным генерировать самые смелые и необычные идеи. Конечно, они иногда вызывали определенное неприятие, так как носили, на первый взгляд, совершенно фантастический характер и заключали в себе определённую долю авантюризма. Но, постепенно, по мере продвижения вперед, жизнь доказывала, что эти проекты реализовывались именно в том ключе, в каком Жания Аубакирова планировала и предвидела. И когда эти идеи получали своё воплощение, начинали давать результаты, наступал момент осознания, за которым, в свою очередь, следовало чувство морального удовлетворения.

Конечно, ко всему новому человек должен привыкать. Ему нужно оставлять определенный временной промежуток, чтобы непривычное стало для него привычным. Сейчас, наблюдая за «метаболизмом» консерватории со стороны, я могу с уверенностью сказать, что многие явления, которые несколько лет назад казались абсолютно фантастическими, порой неприемлемыми и не свойственными вузовскому «организму», стали сегодня частью будней консерватории. Это — свидетельство её прогресса. При этом, постоянно поднимающаяся планка требований не может не отразиться и на личностных качествах людей, задействованных в этих проектах. А в консерватории так принято, что, как говорится, «танцуют все», так как её ректор является человеком, который не оставляет в покое никого! Она сама фонтанирует идеями, очень энергична, целенаправленна, и всегда доводит начатое до конца, а это качество не так часто встречается в людях. Кому-то кажется приемлемым, когда что-то можно бросить на полпути, где-то устать, сдаться и опустить руки. Жания Яхияевна — не из таких. Она как-то умудряется начать некий процесс, привлечь туда большое количество участников, и довести всё до логического завершения.

МУЗЫК.

Мне тоже приходилось принимать участие во многих проектах Аубакировой. Их можно долго перечислять. Я неслучайно сказал, что многие вещи стали для консерватории будничными. Это международные акции, связанные с презентацией студенческого оркестра, новой музыки казахстанских композиторов, с представлением широкой публике молодых талантливых исполнителей. Последний проект, который был осуществлен прошлым летом — поездка в Швейцарию консерваторского «творческого десанта» на фестиваль Марты Аргерих. Это та самая знаменитая Марта Аргерих, которая в годы моей юности была фигурой олимпийской, неким небожителем, кем-то из области мифологии. То обстоятельство, что настанут времена, когда сама Марта Аргерих будет приглашать казахстанских музыкантов на свой фестиваль, имеющий очень давние традиции — дорогого стоит!

Можно долго спорить о роли личности в истории, но, не вдаваясь в какие-то философские рассуждения, необходимо сказать, что на примере ректора очевидно — её личностные качества формируют историю консерватории. Я пытаюсь, избегая каких-либо «бронзовых» сравнений и эпитетов, объективно констатировать реальное положение дел.

Конечно, не всем просто находиться рядом с таким человеком. Это совершенно естественно. Кто-то может обижаться, кто-то может иметь иное мнение, так как яркая личность всегда создает вокруг себя неоднородную и очень нестандартную, неоднозначную среду. Человек начинает ощущать некий дискомфорт в ситуации, когда от него что-то требуется, или необходимо приложить какие-то усилия, а иногда — и сверхусилия. Человеку приятней и спокойней находиться в определённом привычном статусе и тонусе, и, главное, чтобы его не трогали. В итоге – возникает рутина. Но в сегодняшней консерватории рутины нет. В течение 17 лет Жания Яхияевна возглавляет консерваторию, а это для её истории — серьезный период, который, к тому же, пришелся на момент очень непростых преобразований, через которые проходила наша страна. Есть известное выражение «день — за два», когда в событийной концентрированности время отсчитывается по иным критериям. И я знаю, что за эти годы консерватория кардинально изменилась. Она продолжает меняться, постоянно что-то происходит, все время что-то внедряется, что-то планируется — я уже не говорю о материальной базе, что тоже очень важно. Потому что одной духовностью, как говорится, не прожить. Я помню времена, когда в конце 90-х, на всю консерваторию был один принтер и два китайских компьютера! Или когда мы испытывали очень серьезные трудности с нехваткой качественных музыкальных инструментов. Парк музыкальных инструментов не обновлялся к тому времени в течение нескольких десятилетий. А музыкальные инструменты имеют для консерватории очень большое значение, поскольку используются ежедневно и очень интенсивно. Когда элементарно в классах было очень неуютно, очень необустроено, а в холодное время года ещё и очень холодно!

Все люди имеют определённые наклонности, которые исподволь подталкивают их к поиску тех областей деятельности, где их способности могут проявиться. Кто-то находит себя, а кому-то это не удаётся. А есть личности, которые достаточно комфортно и уверенно себя чувствуют в самых разных сферах. К числу таких людей я бы отнёс и Жанию Аубакирову. Не скрою, что во время совместной работы, мне, мужчине, временами было очень не просто. Я уставал и от отчаяния у меня иногда, признаюсь, опускались руки. А она, абсолютно неутомимо, с каким-то детским энтузиазмом, заключающимся в умении мечтать и фантазировать, добивалась своего. И были такие периоды, когда я не понимал: как человек может всё это делать, откуда она черпает силы?

Жания Яхияевна — харизматичная личность, которая может повести за собой, может убедить, не только словами, а вообще, своим статусом, внутренним жизненным тонусом, найти и увлечь соратников, союзников.

МУЗЫК.1

Пианистическая школа Казахстана на сегодняшний день является одной из самых успешных. Это подтверждается победами наших молодых музыкантов во всех возрастных категориях на международных конкурсах, фестивалях, что свидетельствует о её едином, однородном высоком качестве. И у истоков этой школы — целая плеяда замечательных музыкантов, которые вносили свою лепту, закладывали в это здание свой кирпичик.

Но на каждом этапе развития должна быть личность, вокруг которой начинает что-то происходить. В среде профессиональных музыкантов, как, наверное, и в любой другой сфере профессиональной деятельности, развит некий цинизм. Например, играет музыкант, и ты начинаешь слышать, что не согласен с темпом, с какими-то нюансами, агогикой и т.д. Таких параметров можно перечислить много, потому что это «профессиональная анатомия». Существуют также определенные клише, ставшие каноническими, правила, которых стараются придерживаться.

Жания Яхияевна имеет смелость эти каноны нарушать, с полным на то основанием. То есть, это не какое-то желание намеренно делать всё нестандартно, это исходит из её внутренних убеждений. За всем этим стоит большая продуманность, обоснованность, художественная оправданность, которая выстраивается в определенную логику построения интерпретации. Есть немного музыкантов, которые могут себе это позволить. Именно на таких людях базируется определенный творческий тонус.

Существует некий романтический образ музыканта, который должен быть обязательно «бессеребренником», должен быть голодным, и, конечно, несчастливым в личной жизни — это уже такая избитая истина! Я думаю, что она человек состоявшийся, а значит счастливый. Она состоялась и как музыкант, и как эффективный руководитель, как женщина и мать. Она человек абсолютно цельный, и это тоже очень важно. Но я совершенно точно знаю, что она не успокоится. Всё будет продолжаться. И рядом с ней эту марафонскую дистанцию выдержат, наверное, не все.

Вы никогда не обращали внимание на свое душевное состояние на тех или иных концертах? Оно всегда разное. На некоторых можно и подремать, при всей благополучности каких-то внешних проявлений исполнителя и наличии безупречной технической оснащенности. И при этом, иногда, бывает очень скучно. А где-то можно услышать какие-то шероховатости, огрехи, но это интересно. А где-то можно просто приподняться на какой-то совершенно иной уровень бытия и получить какие-то нестандартные впечатления. Что можно сказать о музыканте, который способен давать впечатления именно такого рода? Наверное, это выдающаяся личность, выдающийся музыкант. Жания Аубакирова — из числа таких пианистов. Она может по-настоящему увлечь за собой. Это те же самые личностные качества, которые характеризуют её, как руководителя консерватории — они проявляются и в исполнительском искусстве. Она действительно может повести за собой и провести человека через определенные состояния абсолютно естественным образом, не проявляя никакого насилия. Она как бы включает слушателя в это сотворчество. Я не знаю, как это определить словами, какие здесь есть критерии, но человек всегда это ощущает, потому что невозможно обмануть самого себя. Слушая её игру, мы всё время находимся внутри этого захватывающего процесса. Это видно и слышно!

Я считаю, что статуса музыканта заслуживают очень немногие. Есть пианисты, скрипачи, виолончелисты, органисты, певцы, но не всех можно считать музыкантами. Жания Яхияевна – музыкант, и всё что я говорил выше, можно выразить одним этим словом.

Хотелось бы пожелать ей: главное — не изменять себе! Потому что, очень часто, жизнь вынуждает нас идти на какие-то компромиссы с совестью и своими убеждениями. Но, я уверен, Жания Яхияевна Аубакирова может себе позволить быть бескомпромиссной и в жизни, и за роялем.

Габит Несипбаев, Заслуженный артист РК, кавалер ордена «Курмет»




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.