«Серые кардиналы» успеха казахстанского кино в мире
Поддержать

«Серые кардиналы» успеха казахстанского кино в мире

Две талантливые женщины, кинопродюсер Алия Увальжанова и киновед Гульнара Абикеева, написали книгу «Профессия: продюсер#чашка_кофезамиллион».

Это первое издание в Казахстане, где отражен казахстанский опыт производства и продвижения фильмов и сериалов на мировой кинорынок. Во время презентации у кинопродюсеров – героев книг, блеснула слеза: наконец-то и их нелегкий труд замечен.

Идея написать книгу о мастерстве продюсера пришла Алие Увальжановой после того, как она обнаружила, что в академии имени Жургенова, где она преподавала эту дисциплину, нет учебников. Вернее, есть только зарубежные, но о специфике местного рынка нет ничего. Взявшись восполнить этот пробел, продюсер подробно рассказывает о поисках финансирования, заключении договоров, составлении бюджета, регулировании правовых взаимоотношений и многом другом на примере фильмов, которые она продюсировала: «Подарок Сталину», «Жаужурекмын бала», «Александр. Невская битва», документального сериала «Лики Евразии», игровых сериалов «Город мечты», «Жас Улан», «Жаным», «Улжан» и других.

Книга состоит из трех частей. Первая – это опыт самой Алии Увальжановой. Вторая – портреты-интервью с десятью ведущими основоположниками продюсерского дела в Казахстане: Максим Смагулов, Ораз Рымжанов, Саин Габдуллин, Гульнара Сарсенова, Сергей Азимов. Ернар Маликов, Ахат Ибраев, Лимара Жексембаева, Акан Сатаев, Жадыра Сахиева … И третья часть – обзор кино Казахстана с 2005 по 2019 год.

– Делясь своим жизненным и профессиональным опытом, Алия развенчивает миф о кинопродюсере как о человеке, к которому деньги на производство фильмов липнут сами по себе, и показывает его как человека, который умеет искать финансирование, – говорит о своем соавторе киновед Гульнара Абикеева.

По словам Алии, она шла в профессию по наитию – путем проб, ошибок и самообразования.

– Я решила рассказать об основных алгоритмах профессии для начинающих кинематографистов. Наличие каких-то системообразующих знаний дает мотивацию для того, чтобы делать хорошее кино. Именно поэтому Гульнара Абикеева дает в книге срез казахстанского кино за 15 лет. Кроме того, она собрала на одной площадке линейку знаковых продюсеров. То есть эта книга не обо мне, а вообще о продюсерах. А Гульнара, являясь моим соавтором, настояла на моей фотографии на обложке. Она, кстати, была сделана в 2008 года, после фильма «Подарок Сталину» для одного глянцевого журнала.

– У этого замечательного фильма, кажется, началась вторая жизнь?

– Это, действительно, так. Осенью 2019 года на кинорынке в Лос-Анджелес, где я постоянно прохожу стажировку как продюсер, мне удалось заключить сделку с американской дистрибьюторской компанией – они приобрели «Подарок Сталину». Теперь картина выходит на платформе Аmazon. «Подарок Сталину» очень любят за границей – в Европе, Израиле, США… Нам с главным продюсером, бизнесменом Борисом Чердабаевым, по счастливому стечению обстоятельств удалось привлечь к съемкам картины настоящих звезд. Кроме режиссера Рустама Абдрашова, оператора Хасана Кыдыралиева и актеров – Нуржумана Ихтымбаева, Бахтияра Кожи, Екатерины Редниковой, Александра Баширова, Ерболата Тогузакова, это знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси, оскароносный Рустам Ибрагимбеков, которые выступили в качестве наших советников. А Павел Финн, автор сценария, приезжал на съемочную площадку из Израиля.

Профинансировал «Подарок Сталину» Борис Чердабаев. Даже и не знаю, найдутся ли теперь такие люди, которые могли пойти на это – дать деньги на авторскую картину. Сейчас все хотят только коммерческое кино. Для меня эта лента дорога во всех смыслах. Когда картину уже запросил Пусанский кинофестиваль, главного продюсера Бориса Чердабаева не было в стране. Сроки поджимает, за «Подарок Сталину» начал бороться еще за участие вего конкурсной программе МКФ в Карловых Варах, а финансов нет. Чтобы перекрыть эти дыры, я на свой страх и риск заложила родительский шанырак. К счастью, всё закончилось хорошо – дом из залога освободили. Осознание, что я рисковала домом родителей пришло потом. Когда «Подарок Сталину» открывал 13 Пусанский кинофестиваль, я поехать не смогла – у меня отец был тяжело болен. Чтобы отправить туда съемочную группу, я под честное слово заняла $25 тыс. Актеры дважды проходили по красной дорожке, им рукоплескали 5 тысяч зрителей, при этом билеты были проданы за семь минут. «Подарок Сталину» стал первой картиной из Казахстана, которая открывала мировой фестиваль. Потом были и другие картины, которые открывали другие фестивали, но на тот момент это был прорыв.

… Когда после очередной картины восстанавливаешь несколько лет свое здоровье и нервы, то думаешь: «А надо ли мне это?» А следом другая мысль – тогда надо было выбирать другую профессию. За фасадом любого успешного режиссёра и продюсера стоит огромный-огромный труд, но продюсер отвечает вообще за все и за всех, хотя его работу часто не замечают, ее оценивают только в тех случаях, когда фильм не получился. Тогда говорят, что не повезло – продюсер попался плохой, если же картина хорошая, то о нем вспоминают редко. Правда, бывают и исключения. После «Подарка Сталину», помнится, мне в след в коридорах «Казахфильма» неслось: «Вон идёт «Подарок Сталину»…

Оскароносный «Призрак» был снят с шестой попытки

Несколько лет назад в Национальной академии искусств имени Жургенова прошел мастер-класс исполнительного продюсера потрясающей голливудской мелодрамы «Призрак» (год съемки 1990-й) Стивена-Чарльза Джаффе. Как выяснилось, и в Америке работа кинопродюсера тоже не сахар.

– «Призрак» нелегко снимался, работу над ним удалось начать только с шестого раза, – вспоминал на той встрече в Алматы продюсер киношедевра. – Главным препятствием перед съемками картины оказался еще один фильм, который должен был сниматься в тот период на киностудии Paramount Pictures Corporation. Это «Дельтаплан» с Томом Крузом в главной роли и еще неизвестной в то время актрисой Николь Кидман. Но после ознакомления со сценарием «Призрака» из неприоритетных этот проект сразу выбился в лидеры.

Раскрывая студентам секреты своего ремесла на примере этой картины, Джаффе сказал, что продюсер – это одна из самых интересных профессии в кино.

– Профессиональный продюсер умеет находить хорошую идею и отличать дельный сценарий от плохого, – сказал он. – Это, в конце концов, человек, который в самом начале видит уже конец проекта. Создатели фильмов часто воспринимают нас негативно, но всем будущим продюсерам я хочу сказать – не стоит обижаться на это. Когда я начинал, как продюсер, то делал все возможно и невозможное, чтобы найти общий язык с режиссерами. Если их идея действительно хороша, я всегда стараюсь помочь им воплотить его на экране. Это одна из причин, которая позволила мне работать с такими режиссерами как Катрин Бигелоу на четырех ее проектах (в том числе и «К-19: оставляющая вдов» – известную не менее, чем «Призрак», картину 2002 года о советской подводной лодке. – Авт.), и Николасом Мейером в трех его фильмах.

Своим появлением фильм «Призрак» изначально обязан продюсеру Лизе Ванштейн, пытавшейся продать Paramount Pictures идею до того, как она превратилась в сценарий. Но ей ответили отказом, сославшись на то, что им идея о появлении призрака умершего человека среди живых людей «неприятна». Тогда она наняла Брюса Джоэля Рубина и пять лет работала с ним над созданием сценария. Когда он был написан, студия не позволила Лизе продюсировать разработанный ею проект. Считая, что сама она слишком неопытна как продюсер, ей посоветовали познакомиться со Стивеном Джаффе. Аргумент при этом был такой: если он возьмется продюсировать картину, то наверняка сможет заинтересовать режиссера Николаса Мейера.

– Но Ник не захотел снимать эту картину, он был погружен в работу над другим сценарием, – сказал Джаффе. – Что касается меня, то Лиза добилась-таки, чтобы я оставил работу с Мейером и вместе с ней продюсировать «Призрака». У меня было предчувствие, что фильм будет иметь коммерческий успех, потому что в его основе лежал прекрасный сценарий. Но сказать, что проект был изначально успешным, будет неправдой.

Когда сценарий был утвержден, а я стал продюсером проекта, съемки фильма попытались отменить, потому что не могли найти ни режиссера, ни актеров. «Призрак» – это ведь и лаф-стори, и детектив, и триллер, и экшн, и комедия. Это смешение жанров и стало одной из причин того, почему режиссеры не хотели браться за него. Нам с Лизой в такой ситуации впору было впасть в панику, потому что студия начала сомневаться – нужен ли ей вообще этот проект. Но однажды нам позвонили из Paramount Pictures: «Ребята, мы нашли режиссера. Угадайте, кто это?». Мы затаили дыхание от радости, но когда сказали, что это Джерри Цукер, лично со мной чуть не случился сердечный приступ. Нет, не проймите меня неправильно. Цукер – талантливый режиссер, но он комедиограф! И ничего из того, что сделано им до этого, не доказывало, что он может снять наш фильм хорошо. Но выхода не было – или мы делаем «Призрак» с ним, или не делаем его вообще. Однако впереди нас ждал приятный сюрприз. Когда мы познакомились с ним, Цукер нас впечатлил тем, что уже успел внедриться в материал фильма. Работать с ним я начал так, как будто передо мной был очередной режиссер-новичок. А их я обычно окружаю самыми лучшими специалистами. Я сразу познакомил Цукера с оператором Адамом Гринбергом. Джерри тут же захотел взять его на работу, но студия была против, ссылаясь на то, что до этого им не приходилось с ним сталкиваться. То, что он работал с Джеймсом Кэмероном в его знаменитом «Терминаторе», не играло никакой роли. Но я не сдавался, настаивал, и Гринберг все-таки был утвержден оператором «Призрака». Та же самая история происходило с каждым специалистом, начиная от костюмера и кончая художником-постановщиком.

Именно благодаря «Призраку» у меня появилась возможность познакомиться с Уолтером Мерчем – одним из самых лучших монтажеров планеты, который в основном работал с Фрэнсисом Копполой. Когда он сказал, что сценарий ему понравился, я считал себя самым счастливым продюсером на свете. Конечно же, Джерри Цукер был очень впечатлен тем, что я смог найти такого специалиста. А студия опять же не хотела брать его. Их аргумент – Уолтер медлительный. Но я снова победил, сказав ударную фразу: «Но ведь Фрэнсис Коппола, автор таких кассовых фильмов «Крестный отец-1, «Крестный отец-2», снятых на Paramount Pictures – тоже медлительный». Словом, ценой неимоверных усилий я окружил Цукера победоносной командой. Подбор актеров тоже оказался идеальным, но как бы ни были хороши Деми Мур и Патрик Суэйзи, если бы в «Призраке» не было Вупи Голдберг, я бы здесь не стоял.

Напомним: не говоря уже о других наградах, которых не счесть, «Призрак» получил два «Оскара» – за лучший сценарий и за лучшую женскую роль второго плана, которой удостоена за свой комедийный талант Вупи Голдберг, она же в этой номинации удостоена «Золотого глобуса». Картина свой бюджет (22 миллиона долларов) в США окупила в 10 раз, а в целом кассовый сбор «Призрака» в мировом прокате составил более пятисот миллионов долларов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.