четверг, 28 октября 2021
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Карим Масимов издаст две книги о пограничниках Тоқаев Түркіменбасының ұсынысын қабыл алды ма? На трансферном рынке 370 игроков казахстанской премьер-лиги (КПЛ) стоят 55 млрд тенге Ең аз жалақы алатын қызметкерлер кім? Чипирование, штрафы, собачьи бои: депутаты приняли законопроект о «защите животных» Қазақстанда ЭКО бағдарламасы бойынша 25 мыңыншы бала дүниеге келді Минкультуры выделило на издание книг чиновников и депутатов Т705 млн Солтүстік Қазақстан облысында 40 млн теңгеге салынған қазандық іске аспай қалды Работа над вакциной QazVac: ученые-разработчики получат премию в Т37,2 млн от государства Электронные сигареты реабилитированы Алматы лидирует по бракам и разводам среди регионов Казахстана В Мангистауской области заработают проекты на 167 млрд тенге Қытайдан келетін тауарлар қымбаттайды – мамандар Маңғыстау облысында ауыз су мәселесі жылдан жылға ушығып барады Казахстанские чиновники хотят потратить S280 млн на развитие национального духа Объем вкладов за год в Казахстане вырос на 3 трлн тенге "Халық-Life" компаниясы баспасөз конференциясын өткізеді Казахстан предоставил транзитный коридор для афганских женщин В Казахстане в 2022 году появятся два новых налога Цой коронавирусқа қарсы ақылы вакциналар туралы айтты Microsoft заблокировала более 13 млрд подозрительных писем «Оқушыға екпе салып жатыр»: Мектепте белгілі дәрігер дау шығарды Четыре спектакля представит Темиртауский ТЮЗ на Большой сцене ARTиШОКа Қасым-Жомарт Тоқаев БҰҰ басшылығымен кездеседі В Казахстане увеличилось количество ИП на 32%

Мажилис о создании Комитета по правам человека: «Мы не против, но мы против»

Exclusive.kz писал о предложении юриста Мереке Габдуалиева создать в мажилисе комитет по правам человека. 22 января президент ОФ «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина направила второе письмо в Мажилис на эту тему. Однако в Палате, похоже, не понимают инициативы гражданского общества. Вот какой ответ получила ответ от депутата Снежанны Имашевой.

Депутат правозащитнице: «Для расширения полномочий мажилиса нужны изменения в Конституцию»

«В соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 1997 года № 17/2 установлено, что статьи 53, 54, 55, 56 и 57 Конституции Республики Казахстан устанавливают исчерпывающий перечень полномочий Парламента и его Палат. Расширение полномочий Парламента и его Палат, возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 91 Конституции», - пишет Имашева.

Также она информирует, что депутатские объединения Мажилиса Парламента создаются для выражения интересов политических партий и совместного осуществления полномочий депутатов.

«Все постоянные комитеты Мажилиса, а также депутатские объединения постоянно взаимодействуют с Уполномоченными по правам человека и Комиссией по правам человека при Президенте Республики Казахстан по вопросам, связанным с правами человека. Вместе с тем, любые обращения, в том числе и связанные с нарушением прав граждан, рассматриваются всеми депутатами на предмет необходимости внесения изменений в действующее законодательство, а в остальных случаях передаются для рассмотрения в уполномоченные государственные органы. Тем самым интересы казахстанских граждан, в том числе в части защиты прав человека, реализуются через законотворческую деятельность Парламента Республики Казахстан, на постоянной основе», - заключила парламентарий.

В переводе с канцелярского языка это означает: «В вашей просьбе отказано».

Правозащитница мажилису: «Комитет по правам человека мог бы системно принимать жалобы населения»

Вместе с тем, Торегожина предлагала несколько вариантов по созданию структуры по правам человека. 27 января она направила письмо председателю Мажилиса Нурлану Нигматулину, в котором напомнила, что ранее уже вопрос о создании комитета по правам человека в мажилисе обсуждался, и предлагалось рассмотреть его в новом созыве Палаты.

«(…) Комитет по правам человека мог бы принимать жалобы таких категорий населения и системно работать с резонансными событиями, чтобы не отвлекать депутатов от их текущей деятельности. В ходе бесед с депутатами мажилиса также возникли идеи по созданию структуры по правам человека не обязательно в виде комитета, так как уже есть семь действующих комитетов. Варианты такие:

  1. Реформирование одного из комитетов: например, комитета по экологии в комитет по экологии и правам человека. Либо комитет по судебной реформе и законодательству в комитет по судебной реформе и правам человека.
  2. Подкомитет по правам человека в составе одного из действующих комитетов.
  3. Депутатская группа по правам человека.
  4. Группа по правам человека при фракции «Нур Отан».
  5. Межфракционная комиссия по правам человека.

Для нас, правозащитников, не принципиальна форма, а принципиально содержание. Главное, чтобы работа по правам человека в Мажилисе была систематической», - писала правозащитница.

Что имела в виду депутат?

Таким образом, возникает вопрос, что имела в виду депутат Имашева, отмечая, что расширение полномочий парламента и его палат возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию РК. В мажилисе не хотят принимать жалобы населения, потому что это не входит в его полномочия? Или там не желают системно работать с резонансными событиями, так как это будет считаться расширением полномочий Палаты? Эти вопросы мы направили депутату Имашевой.

Мы приводим нашу переписку в мессенджере WhatsApp, где депутат Имашева ответила на наши вопросы:

– В ответе Торегожиной Вы пишете: "Расширение полномочий Парламента и его Палат, возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 91 Конституции". Но Торегожина писала о том, что "Комитет по правам человека мог бы принимать жалобы таких категорий населения и системно работать с резонансными событиями, чтобы не отвлекать депутатов от их текущей деятельности". Я правильно понял, что принятие жалоб населения не входит в полномочия Мажилиса?

Наоборот жалобы населения и не только все комитеты рассматривают каждый день, по резонансным событиям принимаются новые законы.

– А к чему тогда в ответе сказано о расширении полномочий Парламента?

Вы хотите, чтобы отдельный комитет занимался только жалобами по правам человека?

– Было предложено несколько вариантов: к одному из комитетов присоединить тему прав человека, либо создать подкомитет, либо депутатскую группу. Чтобы в Мажилисе было, к кому обращаться на постоянной основе. Например, по беженцам из Китая. По арестам митингующих, по политзаключенным и т.д. Такой комитет мог бы давать свои заключения по проектам законов в той части, где могут нарушаются ли права человека в случае принятия соответствующей нормы.

Основная роль Палаты – издание законов. Пример – реакция на резонанс многодетных матерей, требовавших жилье – изменился закон «О жилищных отношениях», многодетным выделена отдельная очередь. Это (беженцы из Китая – ред.) вопросы международного комитета и комитета по законодательству, они с ними работают постоянно. Все комитеты итак дают свои заключения ко всем проектам законов

– Но ведь Президент сказал, что права человека для него приоритет. Но по этой теме нет комитета в Мажилисе. Есть аграрка, оборона и т.д. Но нет именно прав человека. Почему? Может Вы подумали, что мы просим 8-ой комитет?

Я вам в письме ответила, изучите внимательно, для чего создаются комитеты.   

– Хорошо. Но я не понял, зачем сказано о расширении полномочий Парламента. Можете объяснить?   

Парламент издаёт законы, связанные с реализацией основных базовых прав человека: право на жизнь, на охрану здоровья, на труд, на образование и т.д.       

– Это понятно. Не понятно, почему Вы против создания такого комитета в составе Мажилиса?

Я не против, мы и так всем этим занимаемся, ежедневно.

Торегожина: «Депутаты не хотят заниматься правами человека, как нужно»

Тем не менее, Бахытжан Торегожина намерена продолжить попытки по созданию структуры по правам человека в Мажилисе. Exclusive.kz она заявила, что депутаты «просто не хотят заниматься правами человека так, как нужно заниматься».

«Они прекрасно понимают, что, если создадут такую структуру, сейчас все двинутся в Парламент, а им нечего будет ответить, поскольку у них нет ни полномочий, ни возможностей. Вернее, все это есть, но они просто не хотят работать, а хотят сидеть и бездельничать», - считает правозащитница.

Как выяснил Exclusive.kz, в мажилисе и сенате разное количество профильных комитетов. Семь комитетов в нижней Палате Парламента и шесть – в верхней. Оказывается, раздельные в мажилисе комитеты по аграрными делам и природопользованию в сенате объединены в один – комитет по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий. Может быть, мажилисменам нужно последовать примеру сенаторов, а на месте вакансии создать комитет по правам человека? Тем более, что и аграрный, и экологический комитеты мажилиса возглавляют депутаты от так называемой «парламентской оппозиции». «Ак жолу» и НПК наверняка будет легче договориться, кто из них возглавит аграрно-экологический комитет, а кто – по правам человека. Не будем также забывать, что в своем Послании народу Президент Токаев назвал сферу прав человека приоритетом.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33