Почему казахстанские дети «бегут» в школы других стран?
Поддержать

Почему казахстанские дети «бегут» в школы других стран?

Алматинские родители готовят исковое заявление в суд на министерство образования и науки, считая, что оно попрало конституционное право их детей на получение качественного образования, запретив онлайн обучение в зарубежных школах во время пандемии.

Материалы по теме

Закон обратной силы не имеет

Во второй четверти в крупных школах Алматы, как признавались учителя, на основных уроках присутствовали примерно 10-12 учеников, остальные под разными предлогами избегали отечественных дистанционных платформ.

Гульнара Абишева

— В третьей четверти, когда в закон «Об образовании РК» внесли поправку об обязательном посещении в период дистанционного обучения казахстанской школы, то, как мы и предполагали, выяснилось, что эти дети обучались в онлайн-школах других государств, — говорит президент казахстанской Лиги экспертов в сфере образования Гульнара Абишева. — Я считаю, что, если бы оно посоветовалось с юристами, с родителями очередного напряжения в обществе можно было избежать. Но руководство МОН решило пойти другим путем: волевым решением внесло нужную поправку в закон.

Хочу сразу уточнить: по официальной версии, все поправки в закон уже подписаны Президентом Казахстана. И то, что сейчас алматинские чиновники от образования говорят одно, а МОН заявляет другое, — свидетельство либо безграмотности, либо — желания снять напряжение. Если МОН сейчас утверждает, что дети могут продолжать учиться в школах какой угодно страны, то они должны дать подтверждающий документ, что поправки не внесены или они отозваны. А то получается, что ведомство своевольно идет на попятную, отказываясь от собственных поправок.

То, что родители выбирают для своих детей школы других государств, говорит о неконкурентоспособности казахстанского образования. Не будем забывать и о подушевом финансировании каждого казахстанского школьника. Если, допустим, из 30 детей порядка 10 или даже 15 обучается в другой стране, то страшно представить, какие неоправданные расходы несет сегодня государство.

Когда несколько лет назад начали вводить обновленное содержание образования, уже тогда было много недовольных некачественными учебниками, программами, подготовкой педагогических кадров. Дистанционка, ускорив этот процесс, дала техническую возможность родителям для перехода в школы других государств.

Мы сегодня настолько заорганизовали систему обучения, что ничего реального в нем уже, наверное, и не осталось.

В поправках в закон написано, что родители обязаны обеспечить посещение их детьми казахстанских организаций образования. Это слово – посещение — звучит так, словно дети нужны школе только для галочки. Получается, можно формально отметиться на платформе Кунделiк, а потом продолжать учиться в другой стране.

Кроме того, поправка была внесена волевым единоличным решением МОН в середине учебного года, несмотря на то, что есть понятие академического календаря. Если уж на, то пошло, то это надо было сделать летом, обсудив эту поправку с родительской общественностью и педагогами.
Некоторые сейчас пытаются упрекнуть казахстанских родителей в непатриотизме, но если бы они видели в отечественной системе обучения перспективы, четко выстроенную систему и достаточно хорошо подготовленные педагогические кадры, то наверняка перетерпели бы временные неудобства, связанные с дистанционным обучением — отсутствием у страны технических возможностей сделать хорошие образовательные платформы и обеспечить всех интернетом и компьютерами. Но поскольку процесс обучения в Казахстане полностью завален, а родительский долг — подготовить детей к жизни – никто не отменял, они были вынуждены зарегистрироваться на дистанционных платформах зарубежных школ.

Стратегического видения развития казахстанского образования нет, несмотря на наличие «Государственного плана развития образования и науки на 2020- 2025 года» (ГПРОН).
Мне интересно, понимает ли МОН катастрофичность ситуации в образовании? Цепочка из 13 министров образования независимого Казахстана довела до финала процесс распада нашего образования.

«Представь, что ты бездомная собака»

Зарина Хаймульдина, алматинка, мать троих детей:

— Двоих своих младших детей мы перевели в московскую частную школу на формат семейного обучения ещё до пандемии. Поводом для этого стало эссе на русскому языку на тему » Что ты будешь делать, если станешь бомжом», которое задали старшей дочери в 7 классе. А еще было эссе: «Представь, что ты бездомная собака. Как бы ты выживал?».

Потом мы столкнулись с тем, что половина учебников переписаны с википедии. Если взять географию, то в результате такого обучения к концу года ученица 9 класса (отличника, чей портрет висел на Доске почета) не знала ни одного континента, ни одной страны – в школе это просто не изучают.

Все трое моих детей пришли из садика в школу со знанием государственного языка. Но учительница просто загасила их желание изучать его и дальше. «Вы, орыспаи, щала казахи, запарили. Вечно чем-то недовольны», — заявила она, когда я попросила не повышать голос на детей. По математике мы вообще запутались. Если мы обращаемся за помощью к учителю, она отвечает, что ничем не может помочь, потому что в учебнике для обычных школ почему-то есть неоправданные переходы от простых школьных тем к высшей математике, а на объяснения у нее нет времени. Другие учителя просто «отшивали» детей, когда те пытались задавать вопросы, так как языком обучения (русским) они владели плохо, в конце четверти они просто «лепили» оценки.

Вообще, в наших школах все не для детей. Например, если ждут комиссию, то их могут на все 6 уроков закрыть в классе и никуда не выпускать, чтобы они не затоптали красные дорожки.

Однажды у нас было совместное с детьми родительское собрание по суицидам. Так вот, моя дочь сказала: «Как мы будем хотеть жить, если на каждом уроке слышим, что мы «пропащее поколение», «цифровые придурки», «на вас нельзя положиться, страна из-за вас загнется» и т.д.

А чего стоят гонки с этими СОРами и СОЧами! Чтобы сдать их, надо просто зубрить ответы на тесты, а знания никого не волнуют.

Промучившись несколько лет в обычной школе, я стала мониторить лицеи и частные школы. Там нас сразу предупредили, что нагрузка будет высокая, так как дети параллельно учатся по российским программам.

Потом мы методом самостоятельного изучения рынка образовательных услуг вышли на формат семейного обучения в частную московскую онлайн-школу, где сейчас учатся два моих сына, один – в шестом классе, другой – в третьем. Каждый год дистанционно сдаем отчёты для перехода в другой класс.
В девятом классе полетим в Москву сдавать единый государственный экзамен, чтобы получить аттестат, и пойти учиться дальше — в 10 и 11 классы. Платформы очень продуманные, новые темы даются в 4-5 видеороликах, с учителями можно всегда связаться в чате или по видео-звонку. Помимо домашних задании есть тесты и тренажеры, чтобы понять, насколько школьник усвоил материл. Как и во всех школах, есть классный руководитель, одноклассники, родительские собрания.
Дети учатся в этой школе с удовольствием, но теперь, благодаря последним поправкам в закон «Об образовании РК» нас снова хотят вернуть в школу, от которой мы бежали.

Столица еще молчит, но Алматы наседает. Представители управления образования и директора школ запугивают родителей рейдами, штрафами, постановкой где-то и куда-то на учёт.

Правда, ко мне лично никто еще не приходил и не звонил, потому что я из разряда родителей, которые накачали мускулы с многолетней борьбе в борьбе за знания для своих детей.

Сейчас мы организовали родительский чат, где состоит около 600 родителей, запустили петицию и наняли адвоката для подготовки искового заявления в суд. Мы считаем, что министерство образования и науки приняло поправки, которые противоречат нескольким международным актам. В частности, соглашения об общем образовательном пространстве, куда входит большинство стран СНГ.

Сейчас мы отправили письмо к Президенту Казахстана с просьбой восстановить наши конституционные права на доступ казахстанских детей к качественному образованию. Каждый родитель написал в этом письме причины перехода на международные образовательные платформы.

Комментарий депутата мажилиса Парламента Ирины Смирновой:

— Учиться можно, где угодно, но если речь идет о гражданах Казахстана, то они должны соблюдать государственные стандарты. Разве это нормально, проживая здесь, не изучать историю страны, ее географию и литературу? Но родителей, которые голосуют ногами, тоже можно понять. Они ведь еще два-три года назад поднимали вопрос о семейном образовании. МОН создал тогда рабочую группу. Вошедшие в нее родители говорили, что готовы прикрепиться к казахстанской школе на условиях, когда, не посещая ее, будут ежегодно сдавать обязательные предметы. Однако министерство ничего не предприняло. Оно было уверено, что люди, подчинившись, будут играть по навязанным им правилам.

Когда началась пандемия, то недостатки нашего образования скрывать стало уже невозможно. Родители пытались нанимать репетиторов, но это дорогое удовольствие. И тогда они стали обращаться в школы других государство. Познакомившись с их учебными программами (это не только Россия, но и Беларусь, Украина, США), увидели, что они намного качественнее наших.

То, что сейчас идет массовый отток учеников из казахстанской школы, — это повод всем нам сильно задуматься, а что происходит с нашим образованием? Ведь государство в него немало вкладывается. Это и повышение квалификации учителей, чтобы сделать образование дистанционным, и проведение телеуроков, тогда как иностранные частные школы, куда ушли наши дети, сами, без помощи государства, сделали устраивающий всех образовательный продукт.

А как у них?

В Канаде все дети должны, как минимум, получить неполное среднее образование – 9 классов — при условии, что они могут учиться. А дальше многие берут, перерыв на год или два. Это нормальная для Канады практика.

Дистанционно можно получать какое угодно образование, но если выпускник школы намерен поступать в местный вуз или колледж, то у него обязательно должен быть канадский аттестат, — рассказывает бывшая алматинка Гюльнара Нурпеисова. Отказ посещать местную школу, дистанционно обучаясь в другом государстве здесь немыслим. Параллельно можно, но заменить одно другим – нет.

Здесь есть сертифицированные воскресные школы (например, русская), где детям иммигрантов дают начальное образование на родном языке. Но это не основные школы.

Сейчас в Канаде часть детей учится как обычно, очно, другие — дистанционно. Как сказала знакомая учительница, наполняемость классов в той школе, где она работает, составляет 60%.

Еще есть такая система как домашнее обучение, когда ребенку, допустим, некомфортно в школе и он самостоятельно учиться дома. Просто в конце года сдаешь экзамен и переходишь в другой класс. Но в хай-скул (это 10, 11 и 12 классы) надо обязательно ходить в школу.

У дочери и зятя есть семейные друзья – врачи китайского происхождения. Чтобы их дети знали родной язык и культуру, эти далеко небедные люди перевели двоих своих детей на домашнее обучение, и жена за полгода до пандемии уехала в Тайвань, где дети пошли в местную школу. Когда в мире разразилась пандемия, они вернулись домой, в Канаду.

У других знакомых дети, выпускники канадских школ, успешно учатся в московских вузах. Если технически это возможно, а у школьника хватает сил и энергии, то, думаю, никто не может запретить ему параллельно получать образование в российской или китайской школе.

Япония

Сибагат Алдыяров

— Я так и не понял смысл тех запретов, которые предпринимает казахстанское правительство, — говорит выпускник Токийского университета, сотрудник одной из японских фондовых бирж Сибагат Алдыяров. — Может быть, люди не так поняли? Наши чиновники ведь косноязычные, не умеют и не хотят донести до народа свою мысль. Возможно, наши чиновники хотели не запретить, а, рассуждая языком японских чиновников, ввести ограничения. Здесь при таких обстоятельствах родителям сказали: ваш ребенок может учиться, где угодно, но вы должны помнить, что «плюшек» от японской системы образования ваш школьник получать больше не будет. Для тех, кто хочет избежать недостатки японской системы образования, есть возможность получать его онлайн в любой другой стране или же в интернациональных школах. Образование там может быть более конвертируемым, потому что на английский язык спрос на значительно выше, чем на японский. То есть если вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в американской школе и у вас на это есть деньги, — пожалуйста. Но тогда он будет автоматически вычеркнут из списка на блага – скидки на проездные, на посещение музеев, театров и кино, на субсидии от государства, если, допустим, школьника воспитывает мать-одиночка, а экзамены в японский университет выпускник будет сдавать как иностранец. Это строго, но справедливо.

Чехия

Роза Нургалиева

— Двое моих детей сейчас учатся в школах Праги, — рассказывает проживающая в Праге алматинка Роза Нургалиева. — Старший при этом первые полгода учился онлайн в казахской школе, но с января перешёл в чешскую. В Чехии дети (даже иностранцы) обязаны посещать начальную школу (1-9 классы), иначе родителей могут привлечь к ответственности. Но это не обязательно должна быть именно чешская школа. После 9 класса можно не учиться совсем! Здесь есть родители, которые отдают детей в частные школы с обучением на английском языке, и параллельно они проходят программу государственных школ на чешском, чтобы сдать экзамен и получить аттестат о среднем образовании чешского образца. Я знаю, что некоторые русские отдают детей учиться в школу при российском посольстве. Но, видимо, она официально зарегистрирована в Чехии, так как вопросов к аттестату, полученному там, нет.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.