В Казахстане создана интерактивная карта стоимости первой волны пандемии
Поддержать

В Казахстане создана интерактивная карта стоимости первой волны пандемии

Первая волна пандемии в Казахстане обнажила повсеместную неготовность систем здравоохранения к сокрушительному удару глобальной эпидемии. И тогда неоценимый вклад в спасение человеческих жизней внесли бизнесмены и простые люди, жертвовавшие больным и медучреждениям лекарства, медицинское оборудование и свою заботу в виду горячих обедов. И этот вклад по-настоящему остается неоценимым, потому что никто не пытался понять: сколько в борьбу с коронавирусом внесло население. Журналисты попытались подсчитать, сколько стоила первая волна жителям Казахстана.

Сбор данных

Журналисты собрали некоторые данные по поступлениям спонсорских средств в медицинские учреждения регионов страны в разгар первой волны пандемии с мая по август 2020 года, а также разработали интерактивную игру, которая позволит сравнить масштабы оказанной спонсорской и государственной помощи казахстанцам. За основу взяты официальные данные 11 региональных УЗО Казахстана, данные выборочного опроса национальной палаты предпринимателей «Атамекен», пресс-службы трех областей проигнорировали запросы журналистов.

Как значится в официальных ответах региональных управлений здравоохранения, «Спонсорская помощь оказывалась на безвозмездной основе, стоимость оборудования, лекарственных средств и автомобилей при передаче не указывалась. Указать приблизительный денежный эквивалент не представляется возможным, так как лекарственные препараты не зарегистрированы на территории РК».

Как мы считали?

Мы вывели среднюю стоимость основных значений переданного в медицинские организации имущества на начало сентября 2020 года. В список вошла малая часть того, что поддается подсчету (список не вошедших в подсчет предметов и нематериальных ценностей — тут).

Мы взяли за основу данные некоторых регионов. Поскольку в период первой волны медицинские товары и оборудование пользовались высоким спросом, стоимость их была завышена, и торговые платформы в РК теперь не отражают той стоимости, по которой меценаты были вынуждены приобретать гуманитарную помощь летом.

Так, в Павлодаре аппараты марки Salina 300 Select ИВЛ приобретались за ₸26 млн. А в Кызылорде 4 аппарата из 14-ти покупались по цене — 16,2 млн. Пульсоксиметры в Кызылординской области аппараты приобретали по цене ₸39,8 тысяч тенге, кислородные концентраторы — ₸580 000. Мы взяли среднее значение из имеющихся сведений. Для примера, в ТОО «Аза» в Павлодарской области приобретало концентраторы по ₸750 000 за шт, в Кызылординской области из 630 аппаратов 140 приобретались по 511 тысяч тенге, в Павлодарской области КХ «Луганск» закупал аппараты по ₸580 000 за шт.

Все приобретенные в рамках гуманитарной помощи автомобили — отечественные. В Карагандинской области машины приобретались за ₸10,5 млн.

Помимо ОГРОМНОГО количества лекарственных средств, стоимость которых подсчитать не представляется возможным, и медицинского оборудования, население (МСБ, физлица) передавало в медицинские организации страны (из ответов региональных управлений здравоохранения): аппараты для лечения нарушений дыхания во сне, термометры, кислородные редукторы, стойки для внутривенного вливания, средства индивидуальной̆ защиты для медицинских работников и одноразовые медицинские изделия по уходу за пациентами, дефибриляторы, противочумные костюмы, увлажнители кислорода, назальные катетеры, кровати медицинские механические, лапмы кварцевые передвижные, лампы кварцевые настенные, коляски для перевозки, антисептики, хозяйственный инвентарь, стиральные машины, горячая еда, питьевая вода, напитки, полотенца бумажные, туалетная бумага и прочие мыломоющие средства, кумыс, кефир, пряники, яблоки, мясо говядины, мясо конины, мясо баранины, мясо кур, картофель, яйца, масло подсолнечное, молоко в банках, прочая молочная продукция, варенье, огурцы, кабачки крупы, чай, макаронные изделия, витамины.

По данным Университета Джона Хопкинса в США (Коронавирусный ресурсный центр), Казахстан в июле 2020-го года стал лидером по темпам распространения коронавируса в мире. Министерство здравоохранения Республики объяснило это изменением подхода к подсчету заболевших — отменой деления зараженных на симптомных и бессимптомных носителей COVID-19. Однако пока на мировой арене шли игры в имитацию достоверной отечественной статистики, Казахстан повторял наихудший «итальянский» сценарий: в больницах не хватало лекарств и врачей, аптеки пустовали, а там, где лекарства были, препараты продавались в три, пять и десять раз дороже. Каждый день гибли люди, часть которых теперь доподлинно уже нельзя не причислить к жертвам коронавируса. В одних случаях тесты не подтверждали наличие вируса, в других — тесты были некорректными (люди ждали результатов месяц, когда забранные биологические материалы становились уже неактуальными).

В марте в свете объявленной пандемии коронавируса ВОЗ и Международная торговая палата опубликовали совместный призыв, обращенный к частному сектору: принять действия для борьбы с COVID-19, «чтобы трансграничные системы снабжения медицинской продукцией и другими товарами первой необходимости могли действенно и эффективно функционировать».

В июле Министр национальной экономики РК внес поправки в законодательство, освободившие физлиц-получателей благотворительной помощи от некоммерческих организаций от уплаты налога с оказанной помощи.

Летом 2020-го Павлодарская область возглавила антирейтинг по числу умерших от пневмонии (с коронавирусной инфекцией и неподтвержденным COVID-19). Но подтвердить наличие смертоносного вируса было фактически невозможно: лаборатории простаивали без реагентов, сотрудников, как и остальных, сразил коронавирус. Колоссальную помощь больницам и врачам тогда оказывали волонтеры, бизнесмены, простые жители. Оценить ее масштабы фактически невозможно. Помощь была нужна здеь и сейчас, и ее оказывали.

Москвич Смбат Микаелян в тот леденящий от печальных новостей июль (с казахского языка «суық хабар» дословно переводится как «холодное, леденящее известие» — плохие вести) передал в родную сельскую больницу в Баянаульском районе фуру с лекарствами и кислородными концентратами на 30 тысяч долларов. Имя свое меценат не афишировал, но местные сразу угадали в благодетеле выпускника школы №2.

В сентябре этого года Смбата Микаеляна не стало. Односельчане в память о своем добросердечном земляке, который находясь за тысячи километров не забывал об отчем крае, установили на стенах его родной школы мемориальную доску. Он ушел из жизни, успев спасти сотни других.

Председатель Регионального совета деловых женщин ВКО, Турсынова Ляна вместе с командой деловых женщин ВКО тоже оказывала своевременную помощь в борьбе с первой волной коронавирусной инфекции.

«На тот момент мы сплотились для того, чтобы помочь людям справиться с вирусом. Наш Совет был среди первых, кто начал оказывать помощь населению, медицинским работникам», — говорит Ляна Турсынова.

Когда был открыты фонды борьбы с коронавирусом, ТОО «СКФ Отделстрой» под руководством члена СДЖ Валентины Михно перечислило в фонды «Біргеміз» и «Ақжайық» по 1 миллиону тенге (2 388.12 долларов США). Кроме того, закупила для пациентов с коронавирусом кислородный концентратор. Такой же концентратор приобрела для одной из больниц города Ляна Турсынова. Она же закупила 3 000 капельниц и 1000 масок для кардиоцентра ЗКО, денежную сумму перечислила в фонд «Ақжайық».

«В поселках наши начинающие предпринимательницы — шили маски в селах и ходили по остановкам и раздавали людям. Никто не считался ни с личным временем, ни с деньгами – помогали, кто чем мог», – отмечает Ляна Алексеевна.

Майя ШУАКБАЕВА

Зульфия РАИСОВА




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.