четверг, 27 января 2022
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
"Nur Otan" партиясынан шыққан депутат мәлімдеме жасады Новую работу предлагают бывшим топ-менеджерам «Самрук-Казына» Қазақстанның бірнеше елдегі елшілері тағайындалды Две трети объёма произведённого в РК сжиженного газа отправляется на экспорт «РОП операторының» басқарушы директоры өз-өзіне қол жұмсады Начальник ДП Астаны назначен замминистра МВД РК Вячеслав Ким вышел из совета директоров АО «Самрук-Қазына» На территории одного района Алматы введён режим антитеррористической операции Стало известно о смерти управляющего директора ТОО «Оператор РОП» Елден қашқысы келген Пірімқұлов пен Құмарғалиев ұсталды Нефтяной рынок возобновил рост Задержаны вице-министр экологии Примкулов и председатель РОП Кумаргалиев Взять под контроль частоту и географию подключения майнеров требуют депутаты Ратификацию протокола о защите информации одобрил мажилис Бір тәулік ішінде 12 мыңға жуық адам коронавирус жұқтырды Питер Гриффитс покинул пост главы Авиационной администрации Казахстана Акиматы больше не будут контролировать использование земель Раненных во время январских беспорядков в Алматы выпустили из СИЗО Кулибаев вновь выдвинут в совет директоров «Газпрома» Кто поедет на Зимние Олимпийские игры 2022? Миссии США и Великобритании в ОБСЕ высказались о прошедших январских беспорядках Қазақстанның бірқатар өңірінде жарық өшіп қалды В трех странах Центральной Азии зафиксировали отключения электроэнергии Назарбаеваның құдасы қызметінен босатылды Токаев освободил от должности председателя ЦИК

ЮНИСЕФ о детях-мигрантах в Казахстане: незаметные, незащищенные

Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане при поддержке Европейского Союза реализует программу «Защита детей в миграционных процессах». Руководитель программ ЮНИСЕФ по защите детства Айсулу Бекмуса рассказала Exclusive.kz о том, с какими проблемами в нашей стране сталкиваются дети внешних и внутренних мигрантов, и какие меры необходимо принять для их решения.

В 2020 году в рамках программы было проведено исследование в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Туркестанской области. В общей сложности было проведено 119 интервью, включая 46 интервью с подростками в возрасте от 12 до 18 лет. Среди респондентов были дети, родители или опекуны, спецперсонал, организации гражданского общества и учебные заведения. Помимо него были разработаны три руководства по защите прав детей в миграционных процессах. Два из них предназначаются для неправительственных организаций, а третье руководство посвящено межведомственной координации услуг.

Дети-мигранты не имеют документов и не посещают детсад

Казахстан является как транзитной страной, так и приоритетным направлением для трудящихся мигрантов из стран Центральной Азии. В ходе исследований, проведенных в рамках программы, был выявлен ряд сложностей. Во-первых, вопрос сбора достоверной информации о детях в миграционных процессах, поскольку он подразумевает поиск данных о наличии и местонахождении родителей и/или законных опекунов. Кроме того, не всегда легко понять, является ли миграция решающим фактором при разлуке ребенка с родителем/опекуном.

Во-вторых, дети-мигранты, рожденные в РК, часто не имеют свидетельства о рождении, если у их матери при рождении ребенка неурегулирован статус, что приводит к сложностям при прохождении границы и получении услуг. Все это приводит к тому, что такие дети в значительной степени незаметны, а, следовательно, незащищены.

Детям до 16 лет не выдается вид на жительство

Третья проблемная сфера заключается в том, что существующая инфраструктура данных не позволяет регистрацию детей и обмен их данными между учреждениями. К примеру, если граждане других стран обязаны зарегистрироваться в Единой информационной системе «Беркут» (далее ЕИС), то дети в возрасте до семи лет освобождаются от не. Но, даже в случае регистрации, они не могут получить вид на жительство, так как детям до шестнадцати лет, постоянно проживающим в Казахстане, вид на жительство не выдается. К сожалению, все протоколы и процессы, которые могут обеспечить защиту основных прав детей в период разлучения с семьей, все еще разрабатываются.

Не обращаются к властям из-за недоверия и страха депортации

Причины выявленных проблем могут быть разными. Во-первых, детей в миграционных процессах и их родителей сложно идентифицировать из-за того, что они не боятся обращаться к властям в силу страха депортации из-за своего неурегулированного статуса, либо они не знают, что их миграционный статус является сложным, пока они не станут нуждаться в услугах. Например, когда ребенок заболевает или заканчивает школу, и ему требуется аттестат об окончании школы, а получить его он не может, поскольку у него нет надлежащих документов.

Дети вынуждены жить с другими родственниками и работать в других городах

Во-вторых, во многих случаях причинами являются экономические проблемы, которые привели к разлуке с семьей. К примеру, отсутствие заботы и нехватка ресурсов иногда вынуждает детей жить с другими родственниками или активно обращаться за помощью к государственным службам. Многие дети, как являющиеся иностранными гражданами, так и граждане Казахстана, вынуждены работать в других городах, чтобы помочь родным.

Что делать?

На основе информации, собранной в ходе исследований, был вынесен ряд конкретных рекомендаций. Прежде всего - разрешить регистрацию всех детей при пересечении границы, а также облегчить процедуры, связанные с документированием детей и родителей. И наконец, важно в целом сделать анализ пробелов адресных программ социальной защиты

Ребенок должен жить в семье, а не Центре адаптации

В Казахстане существует сеть Центров адаптации несовершеннолетних, куда часто попадают несопровождаемые дети-мигранты. Эти центры в отношении детей-мигрантов руководствуются не только внутренним законодательством РК, но и Соглашением о сотрудничестве государств-участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишиневское соглашение, 2002 г.). Размещение детей в ЦАНе не является единственной моделью для временных решений. Более того рекомендуется поощрять официальное попечение со стороны родственников, как желаемую альтернативу ЦАН, а также рассмотреть другие альтернативные методы для предотвращения разлучения ребенка с семьей. Ребенок должен жить в семье для защиты и соблюдения его интересов, поэтому важно ставить в приоритет официальную родственную опеку, нежели помещение в ЦАН.

Учредить должность кейс-менеджера для разлученных детей

Для детей, которые могут остаться разлученными со своими родителями / опекунами в течение более длительного периода времени, необходимо изучить долгосрочные варианты размещения, включая инвестиции в деинституционализацию альтернативного ухода, разработать протоколы для составления и выполнения индивидуальных среднесрочных и долгосрочных планов ухода, учредить должность специалиста по ведению дела/кейс-менеджера.

В заключении Айсулу Бекмуса отметила, что дети, участвующие в миграционных процессах, это, прежде всего, дети, и миграция – это не их выбор.

«Они нуждаются в любви, уходе и защите. Только системный подход поможет обеспечить счастливое будущее для каждого ребенка», - резюмировала представитель ЮНИСЕФ.

Программа по защите детей в  в миграционных процессах финансируется Европейским союзом и реализуется ЮНИСЕФ в семи странах в партнерстве с правительствами Бангладеша, Мьянмы, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Таиланда. Цель программы - усовершенствовать систему эффективной защиты детей, пострадавших от миграции. Срок реализации: 2017-2021 гг. Статья журналиста была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33