пятница, 23 июля 2021
,
USD/KZT: 425.71 EUR/KZT: 502.08 RUR/KZT: 5.81
Бывший и действующий депутаты судятся из-за выборов в акимы В Казахстане «карантинный беби-бум» Аккумуляторный и фармацевтический заводы планируют построить в СЭЗ Петропавловска Правозащитники: журналистов «прослушивать» нельзя В Казахстане стали больше доверять полиции Активисты: выборы акимов преждевременны и могут дискредитировать саму идею На фоне роста цен падает качество услуг Зависимость Казахстана от импорта продуктов питания растет Многодетные о драке с полицией: «Вместо стула для беременной получили шапалак от СОБР» «Приятного аппетита, но еды нет»: в COVID-госпитале Нур-Султана не кормят больных Голодовка: активисты ДПК провели ночь у департамента полиции Алматы Самые закрытые: Павлодарский, Мангыстауский и Алматинский регионы Митинги против обязательной вакцинации прошли в нескольких городах Казахстана, есть задержанные Языковая полиция появится в Казахстане: для грубых нарушителей введут профконтроль 230 тыс. подписей: в ТОП-3 противников обязательной вакцинации Кокшетау, Караганда и Жанаозен Госпремию в размере 5,8 млн получат 50 лучших научных работников Казахстан на 55 месте из 61 в рейтинге стран по борьбе с изменениями климата Алматинцы выступили против олигархов В Казахстане началась предвыборная агитация по выборам акимов Лесной фонд Акмолинской области уменьшат на 300 гектаров Госдепартамент США: «Полиция способствовала торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации» Транспортный коллапс в Семее Строительство автодорог в Нур-Султане оценили в 10 раз дороже, чем в Таразе МВД будет следить за заключенными за 3 миллиарда БРК стал победителем премии The Global Economics Award-2021

«Бензиновая война» - мажилис атакует правительство

Депутаты наконец-то озаботились повышением цен на бензин. И не просто требуют разъяснений, но и принять меры. Но, что еще более любопытно, если ранее правительство не спешило отвечать на запросы депутатов, то в этот раз минэнерго отреагировала немедленно.

Что это? Очередная попытка депутатов пропиариться на хайповой теме? Или это – наезд на Ногаева и попытка подшатать кресло под ним? Учитывая перестановки в «Самруке», возможно, министру намекают на пенсию? Усидит ли Nur Otan на «бензиновом шпагате» меж нуротановским Мажилисом и нуротановским же Правительством?

Напомним, что недавно на площадке СЦК выступал «эксперт», аффилированный с минэнерго, который использовал похожие аргументы в пользу повышения цен на бензин. А на днях источник сообщал журналисту Exclusive.kz, что «КазМунайГаз» ищет выходы на «независимых» блогеров, которые могли бы «объяснить» населению неотвратимость подорожания бензина.

С начала года стоимость бензина марки АИ-92 возросла в Алматы с 150 тенге до 168 тенге за литр, в Нур-Султане – до 170 тенге, в Актау – до 172 тенге, в Атырау – до 200 тенге. Мажилисмен Альбер Рау направил запрос на имя вице-премьера Романа Скляра с предложением разаботать и внедрить эффективные механизмы регулирования цен на бензин. Уже вечером за Скляра ответило профильное министерство.

В министерстве энергетики не поддерживают идею депутатов вводить государственное регулирование цен на бензин. В пресс-релизе МЭ перечислило свои «аргументы». Каждый из доводов ведомства Ногаева столь «оригинален», что заслуживает вынесения в отдельный подзаголовок.

«Государственные органы неохотно идут на пересмотр цен»

Итак, в ведомстве Ногаева считают, что госрегулирование цен не позволяет оперативно реагировать на внешние факторы – государственные органы неохотно идут на пересмотр цен, несмотря на объективные условия.

Exclusive.kz уточнил в МЭ, о каких госорганах идет речь, на что получил ответ, что такова мировая практика, речь не идет о каком-то конкретном госоргане. По-видимому, в нашей стране «неохотно» на госрегулирование идет само минэнерго.

«Потеряется здоровая конкуренция между АЗС»

Кроме того, перечисляет МЭ, невозможно учесть все конкретные условия каждой конкретной АЗС, теряются условия для здоровой конкуренции между ними. В таком случае логичен вопрос: если власти установят предельную цену на бензин марки АИ-92 в размере 150 тг/л, разве АЗС не будут конкурировать, пытаясь снизить цену, улучшая сервис и качество топлива, прекратив разбавлять бензин? Ну и, конечно, радует, что в минэнерго вдруг озаботились «конкретными условиями конкретных АЗС».

«Низкие цены могут быть оторваны от объективной ситуации»

Также в министерстве переживают, что при введении госрегулирования следует ожидать установления низких цен, которые могут быть оторваны от объективной ситуации.

«В краткосрочной перспективе это может привести как к локальным, так и масштабным сбоям в цепочке поставок, перебоям в поставке нефтепродуктов», - прогнозируют энергетики.

А вот здесь похоже на то, что профильное ведомство опасается элементарного саботажа НПЗ и других участников рынка. Это значит, что министерство уже давно не контролирует ситуацию в отрасли?

«Снизится инвестиционная привлекательность отрасли»

«Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и, соответственно, добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ», - приводят, по-видимому, свой основной аргумент в профильном ведомстве.

В этом есть своя логика. Но непонятно другое: почему в минэнерго интересы инвестором ставятся выше интересов конечного потребителя, казахстанца, на чьем кошельке отражается повышение цен? Очевидно, как раз в функции государства и входит задача найти между ними разумный баланс.

«Соседи скупят дешевый бензин, начнется «теневой» вывоз, риск для стабильности»

Регулирование цен и создание системы распределения «удешевленных» нефтепродуктов в минэнерго называют малоэффективным и затратным методом, и приводят тому три довода.

Во-первых, ведомство опасается, что низкими ценами могут воспользоваться не только наши граждане, но и жители приграничных районов соседних государств. Этот аргумент представляется весьма сомнительным, поскольку в таком случае нужно поднять цены на все товары и услуги для казахстанцев, чтобы низкими ценами не пользовались соседи.

Во-вторых, довод о создании условий для «теневого» вывоза нефтепродуктов на экспорт по различным схемам, демонстрирует неуверенность властей в способности контролировать ситуацию на границе. К тому же, правительство достаточно часто использует такой простой инструмент, как ограничение или запрет экспорта нефтепродуктов во время сбора урожая.

И наконец, аргумент о повышении рисков «для стабильного развития нефтегазодобывающей отрасли» больше касается не населения, а стабильного развития капитала олигархов и монополистов.

«Ожидаем стабилизации цен, как в 2018 году»

Министерство Ногаева в ответе депутатам пытается успокоить население, приведя пример 2018 года: «аналогичный уровень цен складывался в марте 2018 года, и составил в среднем 162,6 тенге/литр при диапазоне цен от 155 до 172 тенге/литр».

Также в минэнерго заверили, что текущий уровень запасов бензина АИ-92 находится на комфортном уровне: «по сравнению с началом года запасы выросли практически на 60 тыс. тонн до 270 тыс. тонн».

«С учетом вышесказанного, ожидаем, что цены на рынке будут стабилизированы», - прогнозируют в профильном ведомстве. По-видимому, это и есть ответ Скляра на требование депутатов «безотлагательно принять меры по стабилизации ситуации на рынке ГСМ».

«Мы регулируем поставки на экспорт»

Вместе с тем, в министерстве энергетики наконец-то признали наличие одного из косвенных регуляторов цен. После того, как целых три депутата-нуротановца назвали позицию профильного ведомства «мягко говоря, странной» и констатировали отсутствие у него внятной стратегии и адекватных мер реагирования на рост цен на бензин.

Минэнерго должно было вынуждено признать, что «в качестве инструмента по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов законодательством предусмотрены полномочия министерства энергетики по регулированию объемов официального экспорта нефтепродуктов. В рамках данного механизма министерством начиная с января 2021 года поставки на экспорт были исключены».

«Виноваты ремонты на Атырауском и Шымкентском НПЗ»

Депутат Рау в своем запросе отметил, что если раньше скачки цен на бензин профильным ведомством объяснялись импортозависимостью, плановыми ремонтными работами на том или ином НПЗ, то в этот раз причиной называют последствия аварийной остановки технологических установок на Атырауском НПЗ, вызвавших рост биржевых цен на бензин.

«Мы не сомневаемся, что всегда можно найти «объективные причины» производственных неполадок», - иронизирует депутат, и обращает внимание, что от этого не должны страдать рядовые владельцы автотранспорта.

«Кроме того, повышение цен на бензин оказывает мультипликативный эффект на конечную цену широкой линейки тарифов, товаров и услуг», - добавил он.

В свою очередь, в МНЭ допускают мысль, что информация о текущих ремонтных работах на Атырауском НПЗ и ожидаемой плановой остановке на ремонт Шымкентского НПЗ «несомненно» могла отразиться на стоимости нефтепродуктов.

«Нефтяники увеличат доходы, повысятся налоговые отчисления, поднимется АСП»

«С учетом уже выстроенной системы формирования доходов государства и системы защиты социально-уязвимых слоев населения, полагаем, что нет альтернативы построению рыночных взаимоотношений, в частности в секторе торговли ГСМ. То есть через рыночные механизмы обеспечить приток инвестиций в отрасль, рост доходов недропользователей, занятость населения и, в конечном итоге, налоговые поступления в бюджет», - резюмировали в минэнерго и констатировали необходимость продолжать работу по улучшению транспарентных условий ценообразования на рынке.

А уже за счет роста налоговых поступлений, считают в МЭ, можно увеличить расходы по адресной социальной помощи. Таким образом, министерство энергетики в очередной раз заявило, что не планирует прямо регулировать цены на бензин. И сдабривает это иллюзорным повышением АСП.

Интересно, как поведут себя авторы запроса – члены фракции партии NurOtan Рау, Смаилов и Бижанова? Учитывая, что Ерлан Саиров возглавляет общественный совет правящей партии по противодействию коррупции, а Бижанова – бывший прокурорский работник, продолжит ли «антибензиновая тройка» требовать госрегулирования цен? Наверняка, неспроста одним из трех выводов подписантов стало мнение о необходимости совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции провести расследование на предмет ценового сговора и картельных соглашений на рынке ГСМ.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33