В Казахстане 7% молодежи не учится, не работает, не повышает квалификацию
Поддержать

В Казахстане 7% молодежи не учится, не работает, не повышает квалификацию

Министерство информации и общественного развития планирует пересмотреть принципы реализации молодёжной политики. Чиновники ведомства разработали соответствующие законодательные поправки и предлагают ввести в закон термин «молодежь категории NEET», а также заняться сокращением доли молодых людей, которая не учится, не работает и не развивается.

«По итогам 2020 года доля молодежи категории NEET, то есть молодежи, которая не учится, не работает и не повышает свою квалификацию, составила 7,1% (2018г. – 7,9%, 2019г. – 7,4%). В сравнении с предыдущим периодом наблюдается снижение на 0,3%», — говорится в концепции законодательных поправок.

В региональном разрезе, по итогам 2020 года, показатели разнятся. Самые высокие наблюдаются в Карагандинской области – 11,5% (2019г. – 12,3%), в Актюбинской области – 8,4% (2019 г. – 8,1%), в Кызылординской – 8,3% (2019г. – 8,2%). Самые низкие показатели —  в Костанайской – 5,3%  (2019г. – 4,7%), Павлодарской – 4,9% (2019г. – 4,9%), Западно-Казахстанской области – 3,1% (2019г. – 2,8%).

В Министерстве информации и общественного развития отмечают, что в стране уже есть механизмы, направленные на поддержку рассматриваемой категорией молодежи. Это госпрограмма «Еңбек», проекты «Бесплатное техническое и профессиональное образование», «Бастау-Бизнес», «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!», микрокредитование для молодежи, социальные рабочие места, молодежная практика и общественные работы, проекты «Жасыл ел» и «С дипломом в село» 

И домохозяйки, и наркоманы: к казахстанским NEET отнесли несколько категорий

Разработчики концепции сообщают, что Великобритания – первая страна, которая на официальном уровне подняла вопрос о молодежи категории NEET. Введение термина стало ответом на необходимость развития и формирования нового индикатора, который бы охватывал молодых людей в возрасте 16–18 лет, не задействованных в сфере образования, обучения и занятости.

«Несмотря на различия в определениях, концепт NEET на сегодняшний день является международным феноменом. Исследователями был определен факт наличия прямой корреляции между влиянием глобального кризиса и долей NEET в регионе. Таким образом, молодежь категории NEET (not in employment, education or training) – это термин, разработанный в Великобритании и позже принятый множеством международных организаций, в том числе и ООН», — объясняют авторы поправок.

В категорию молодежи NEET входят люди без трудового опыта, занимающаяся ведением домашнего хозяйства (молодые матери, молодые одинокие матери), лица с инвалидностью, неактивная молодежь, не находящаяся в поиске работы или обучения, при этом не обремененная иными обязательствами или ограничениями здоровья, молодые люди, прекратившие обучение, дети из малообеспеченных семей, которые желают продолжить обучение после школы, но не имеют для этого возможности, асоциальные группы молодежи – освободившиеся из мест лишения свободы, страдающие наркотической и алкогольной зависимостями.

Страны ОЭСР выражают серьезную озабоченность в отношении роста доли NEET, так как это касается молодых людей, рано бросивших образовательные учреждения и еще не ставших частью рынка труда. Вместо этого они вовлекаются в неформальные, нелегальные экономические отношения, в том числе криминального характера.

Проанализировав социально-демографические характеристики молодежи NEET, авторы законопроекта пришли к выводу, что большая ее часть в возрастном диапазоне от 15 до 24 лет имеет низкую квалификацию (особенно в Нидерландах, Дании, Германии, Болгарии, Австрии, Румынии). Но есть также исключения. Например, в Греции более чем 25% молодежи NEET имеют высшее образование.

Неэфективный «Жасыл ел»: хищения, несостоявшиеся госзаказы, невыплаты зарплат

По данным официальной статистики, в настоящее время численность молодежи в возрасте от 14 до 29 лет составляет 3 739 804 человек или 20% от всего населения. Для решения вопросов с занятостью в 2005 году в стране началась реализация проекта «Жасыл ел» – это когда молодежь проводила экологические субботники и сажала деревья.  

«Однако на сегодняшний день имеются проблемы в реализации деятельности «Жасыл ел» на местах. Стоит отметить реализацию 2018 года, когда в Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях государственные социальные заказы не состоялись, в городе Алматы проект был реализован не в полном объеме, проводился судебный процесс по возврату средств. В том же году бюджет Южно-Казахстанской области был переведен в Туркестанскую область, согласно этому проект в городе Шымкент не был реализован. Вместе с тем, выявлены факты нарушения нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на трудоустройство молодежи (Акмолинская, Костанайская области), возникали проблемы с выплатой заработных плат участникам проекта (Восточно-Казахстанская, Карагандинская области)», — признают в МИОР.

Власти пришли к выводу, что действующие механизмы реализации проекта «Жасыл ел» стали неэффективными.

«Кроме того, инструменты реализации не позволяют в полной мере решать задачи по обеспечению временной занятости молодежи в период каникул, качественного досуга, реализовать целевые объемы работ по благоустройству, озеленению территорий и строительству объектов. Участниками проекта в большинстве случаев являются молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, с которыми необходимо проводить точечную идеологическую работу во избежание их маргинализации», — резюмировали в МИОР.

Однако отказываться от проекта в министерстве пока не собираются, а предлагают ввести единый порядок его реализации. Речь идет также и о мониторинге эффективности молодежных трудовых отрядов.

Семинары и круглые столы должны улучшить репродуктивное здоровье

Еще одна тревога властей – низкие репродуктивные установки молодежи. Власти намерены бороться с этой бедой через «информационное продвижение» охраны репродуктивного здоровья. По мнению авторов концепции, наделение госорганов компетенцией по «организации совместно с молодежными ресурсными центрами информирования молодежи по вопросам охраны репродуктивного здоровья» позволит повысить репродуктивные установки молодого поколения.

Власти также надеются на положительный социальный эффект в результате активизации взаимодействия 129 молодежных центров здоровья и 209 молодежных ресурсных центров. Эти центры будут организовывать «информирование молодежи по вопросам охраны репродуктивного здоровья» и проводить круглые столы, семинары, совещания.

Чем старые круглые столы, семинары и совещания будут отличаться от новых, пока не понятно.

Введут индекс развития молодежи по семи направлениям

Еще одним новшеством станет введение индекса развития молодежи для анализа реализуемой государственной молодежной политики и уровня развития молодежи по семи основным направлениям: образование, здоровье и благополучие, занятость и возможности, политическое участие, гражданское участие, досуг, безопасность.

«Это позволит осуществлять рейтинговую оценку эффективности государственных органов в части реализации молодежной политики. Данный индекс станет адаптированной к национальной специфике версией Глобального индекса развития молодежи», — говорится в концепции.

В качестве аргумента в пользу предлагаемого  индекса приводится международный опыт.

«В текущих условиях глобализации экономики, образования и рынка труда, анализ тенденций в молодежной среде на международном и национальном уровне позволяет разработать фундамент для долгосрочной молодежной стратегии. В этом контексте представляется важным показателем Глобальный индекс развития молодежи (Global Youth Development Index, YDI), который измеряет такие важные области, как образование, здравоохранение и благополучие, трудоустройство, гражданское, политическое участие. Указанный индекс повсеместно входит в процессы государственной молодежной политики в нашей стране, имеется необходимость его законодательного закрепления», — аргументируют авторы документа.

Централизация – наше все

Другим нововведением в молодежной политике станет усиление централизации.

«В целях повышения качества кадрового состава органов управления в сфере молодежной политики областей, городов республиканского значения, столицы, предлагается в статье 6 Закона компетенцию министерства дополнить функцией по согласованию назначения на должности и освобождения от должностей первых руководителей органов управления молодежной политикой областей, городов республиканского значения, столицы», — говорится в документе.

В качестве аргумента авторы концепции привели имеющиеся примеры в Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения» и в Законе «О культуре». Изменение коснется только областей, городов республиканского значения. В районах и городах областного значения назначать и увольнять глав молодежных отделов будут без согласования с Нур-Султаном.

«Таким образом, совместное, консультативное решение при назначении руководящего состава органов управления молодежной политикой областей, городов республиканского значения, столицы обеспечит объективность, эффективность, а также большую скоординированность при проведении государственной молодежной политики», — считают в МИОР.

Казахстанская модель и наиболее близкий европейский подход 

Реализацию молодежной политики авторы концепции условно поделили на несколько типов. 

Первый предполагает, что молодежная политика полностью формируется и реализуется государственными органами, молодежь выступает как пассивный объект приложения политики. 

«В качестве примеров данного типа молодежной политики можно рассмотреть два государства – Китай и Азербайджан. В КНР главный государственный орган по молодежной политике – Коммунистическая молодежная лига. Общего концептуального документа по работе с молодежью нет, но принято более 200 государственных программ. Их основная цель – продвижение коммунистической идеологии и «социализма с китайской спецификой». В Азербайджане работа с молодежью также строится вокруг центральной идеи – идеи процветания азербайджанской нации. Принята уже третья государственная программа, рассчитанная на 5-летний срок — «Азербайджанская молодежь в 2017-2021 годах». Основные принципы: поддержка государственности и азербайджанской идентичности, уважение к истории азербайджанского народа, его культурному наследию, государственному языку, национальным и общечеловеческим ценностям на основе патриотизма», — анализируют разработчики концепции. 

В отдельных странах для реализации молодежной политики создается государственная сеть на региональном и локальном уровнях с центром при профильном министерстве, молодежь выступает в качестве «клиентов» государственных услуг. 

«Примеры данного типа молодежной политики – страны Европейского Союза – Германия, Франция. В Германии функционирует система: отдел при министерстве по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, в федеральных землях – управления, и на местных коммунальных уровнях – также управления. Во Франции сложилась сеть молодежных советов, которые действуют на уровне республики (Национальный совет молодежи), департаментов и местных муниципалитетов.  При распределении бюджетных средств львиная доля — 60% — отправляется в локальные отделения, 30% — в региональные, и только 10% остается в центральном аппарате», — говорится в концепции.

Также существует система молодежной политики, когда роль государства сведена к минимуму. то есть действует паритет государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики.

«Данный подход к молодежной политике практикуется в США, Великобритании, Швеции.  В США действует свыше 300 программ, которые направлены на поддержку и защиту молодежи. Специфические программы есть в каждом крупном населенном пункте. Наиболее эффективные проекты становятся массовыми и получают поддержку от федерального правительства. В Великобритании работает система вовлечения молодежи в процессы решения актуальных проблем: Молодежный парламент Соединенного Королевства, региональные молодежные советы и структуры для выражения «мнения молодых» («local youth voice structures»). Цель – стимулировать молодежь к самостоятельному «дизайну» молодежной политики. В Швеции молодёжная политика отсутствует, имеется практика жесткой регламентации, разработки единых национальных программ и планов. Активно развито молодёжное самоуправление: при Парламенте действует государственный молодёжный совет. Подобные советы создаются и на муниципальном уровне. Их цель – вдохновлять молодежь формировать свое мнение по наиболее важным вопросам, решать проблемы в области образования, культуры, творчества, межнационального общения», — отмечают авторы. 

С одной стороны, идеологи утверждают, что в Казахстане уже сформирована собственная модель государственной молодежной политики, которая вписывается в общемировые тенденции. С другой стороны, заявлено, что для казахстанской модели государственной молодежной политики наиболее близок европейский подход, который «позволяет эффективно решать социальные проблемы современной молодежи на всех уровнях государственного управления». Вместе с тем, в концепции не уточнили, опыт каких европейских стран решено перенимать: Германии и Франции или Великобритании и Швеции.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.