Ущерб от уничтожения Малого Талдыколя может достигать $100 млн в год
Поддержать

Ущерб от уничтожения Малого Талдыколя может достигать $100 млн в год

Желающих защищать Малый Талдыколь в столице становится больше. В ряды волонтёров неожиданно пожаловали и члены общественного объединения «Байтак Болашак». На встрече, организованной экологической полицией, разговор активистов не заладился с самого начала.

Материалы по теме

Вот уже год как участники экологического движения SOS Taldykol обращают внимание общественности на угрозу исчезновения системы малых талдыкольских озер. Этим летом на их берегах совсем неспокойно. Волонтеры то и дело срываются с основной работы и мчатся к озерам, если кто-то замечает там большегрузные машины застройщиков. Они выступают против строительства на этом природном объекте и доказывают, что власти должны отказаться от осушения озер, ставших домом для сотен видов птиц и животных на протяжении тысячелетий.

«Какое-то недоверие»

На этой неделе талдыкольцы снова забили тревогу. К берегам озер подступила тяжелая техника, планирующая засыпать воду. Они вызвали полицию, машины отошли. Но акимат все еще не собирается отказываться от застройки. Полицейские предложили провести встречу на берегу Талдыколя, кто-то позвал на нее и лидера общественной организации «Байтак Болашак» Азаматхана Амиртая. Приехав со своими соратниками, он стал предъявлять талдыкольцам претензии. По его мнению, они недостаточно изучили озера. Амиртай согласен с чиновниками, которые утверждают, что вода сильно загрязнена. Команда его активистов заявила, что намерена провести исследование.

– А у вас есть средства? спросили Амиртая волонтеры SOS Taldykol

– Мы можем своих экологов пригласить независимых по водным ресурсам, ответил он.

– ОК, они дадут заключение, что глубина тут – 6 сантиметров, как вы говорите, и что можно его засыпать. Тогда вы от всего населения Астаны скажете, что все, пусть засыпают, да? Что это за исследование?

– Ну почему? – возразил Амиртай. – Мы должны провести исследование, понять информацию. Сейчас ни у кого же нет информации.

Одна из участниц движения SOS Taldykol продолжала задавать вопросы об источниках финансирования, и это Амиртаю не понравилось.

– У нее какое-то недоверие ко мне. Вот разберитесь, пожалуйста, – обратился он непонятно к кому. – Какие-то вопросы задаете.

– Кто пригласил вас сюда? – спросили Амиртая.

– Ну, экологи … Кайрат Жанабаевич. А кто пригласил? – уточнил он у одного из своих сподвижников.

– Их здесь нет, ответили Амиртаю.

Полицейские не стали давать интервью прибывшим журналистам. Отвечал на вопросы лишь Азматхан Амиртай. Он рассказал, что проект акимата, предполагающий застройку берегов Малого Талдыколя с сохранением лишь «водной глади» ему нравится.

– Мы все переживаем за это. Когда-то Малый Талдыколь использовали как полигон для канализационных отходов. Когда я этот вопрос начал поднимать, мне сказали, что здесь водный бассейн сделают и тут будет очищенная вода, говорил Амиртай, показывая акиматовские картинки в своем телефоне. – Я, как эколог, обрадовался, когда это увидел. Но мы не верим, что это сделают. Я хочу узнать у акимата, насколько гарантировано это будет делаться или это обман. Воду очищать нужно.

Экологи движения SOS Taldykol утверждают, что вода в Малом Талдыколе не так загрязнена, как говорят в акимате. Свидетельство этому – рыба и земноводные, которые водятся в озерах, десятки видов гнездящихся птиц. Воду в последние годы засоряют застройщики, сбрасывающие строительные отходы. Если на территории талдыкольксих озер построят дома и другие объекты, среда обитания животных и птиц будет уничтожена. Столичный аким Алтай Кульгинов придерживается другого мнения.

«Озера застраиваться не будут. Так называемая водная гладь будет оставаться. Есть такое понятие, как компактное городское строительство. Нужно застраивать, земли не могут быть бесхозными, нужно проводить инфраструктуру. (…) Касательно озера Малый Талдыколь: в августе прошлого года наши санитарные службы проводили замер качества воды, там количество вредных выбросов превышает в разы – 5-6 либо 9 раз. Вода будет оставаться. А вокруг строительство будет идти«, сказал Кульгинов на онлайн-брифинге СЦК в этом году, 30 июня. (цитата «Тенгриньюс»)

Данным Кульгинова волонтеры SOS Taldykol не доверяют. Они уже предлагали акимату провести совместное исследование этого участка и, хотя бы временно, прекратить осушение и засыпание озер, но власти не идут на это. Талдыкольцы же предлагают прекратить застройку и создать на территории природный парк, не нарушая существующую экосистему. Мириться со сложившейся ситуацией они не хотят, ассоциировать себя с движением «Байтак Болашак» тоже не планируют.

– В прошлом году, когда засыпали озеро возле магазина «Мечта», мы впервые встретили Азаматхана Амиртая. Нам тогда сказали, что будет встреча с представителями акимата, но пришли эти люди, которые начали с нами ругаться. Это даже сложно сейчас объяснить. Они просто оппонировали нам во всем, но при этом призывали нас сохранять озера, говорили, что мы должны выйти на митинг. Но у нас был свой план. Мы пытаемся установить контакт с акиматом, стараемся своими силами привлечь внимание общественности. (…) Мы не хотим себя с ними (с «Байтак Болашак» У.Б.) ассоциировать. Весь год мы работаем, никакой поддержки с их стороны не было. (…) У нас есть эксперты, их никто не слушает, сказала журналистам участница движения SOS Taldykol Майя Сагим.

Участники встречи разошлись, так ни о чем не договорившись.

Результаты исследования: ущерб невосполним

Ученый, эксперт в области экосистемных услуг Арман Утепов давно изучает столичные озера. Он подсчитал, что Талдыкольская система озер дает городу экосистемные услуги на сумму до 100 миллионов долларов в год. Это те блага, к которым жители относятся как к чему-то повседневному. В их числе чистый воздух и его естественное увлажнение, сохранение биоразнообразия, экологическая безопасность, культурно-исторический потенциал, регулирующие функции, как спасение города от наводнений. Результаты исследования Арман Утепов описал в научной статье, недавно опубликованной Scopus.

– В Малый Талдыколь сбрасывают городской снег с реагентами, водно-болотные угодья фильтруют талую воду естественным образом. В этом заключаются регулирующие функции территории. Второе – это воздух. Я в исследовании указал, что за год до 60 сантиметров влаги испаряется от Малого Талдыколя. Это дает жителям увлажненный воздух, прохладный свежий ветерок. Кроме того, Малый Талдыколь – это буфер от наводнений. Это наиболее близкий водоем к рекам Нура и Есиль, где скапливается вся вода в округе. Стоит также иметь ввиду, что столица стоит перед дилеммой нехватки питьевой воды, запасы подземных вод не изведаны. Кроме того, вокруг города часто случаются подтопления. Подъем грунтовых вод может нести большой ущерб. Этот вопрос можно решать посредством адаптации природных экосистем к городской среде. Скопившуюся воду можно использовать для технических нужд, а не избавляться от нее, говорит Арман Утепов.

По его словам, изучение архивных документов показало, что в советские годы в озерах Малого Талдыколя вылавливали до 100 тон рыбы, которая шла на корм в птицефермы. Этот потенциал можно восстановить, если прекратить загрязнение воды строительными отходами и обеспечить охрану природного объекта. В расчеты ущерба от уничтожения озер ученый включил и культурные услуги Малого Талдыколя.

– Нельзя забывать о культурно-исторической ценности этой местности. Оно может стать источником вдохновения, новых знаний, исследований. Известно, что на территории были древние поселения, есть захоронения, зираты. Огромен потенциал образовательных услуг. Не нужно ехать в Кургальджино, чтобы наблюдать за птицами и другими животными. Уникальная природа казахских степей – в черте города! Компенсация от уничтожения природы зелеными насаждениями не покроет ущерб, если мы эти озера потеряем, – говорит Арман Утепов.

Он напоминает, что власти вывели озера Малого Талдыколя из водного фонда. Это значит, что теперь ничто не обязывает чиновников сохранять биоразнообразие территории. Защитники озер требуют проведения общественных слушаний, однако столичные власти игнорируют их требования.

– Ситуация такова, что акимат не считает озера водоемом, объясняет Арман Утепов. – Чиновники говорят, что это какая-то водная гладь, на которую иногда прилетают птицы. А мы говорим о том, что нельзя идти против природы. Весь развитый мир отошел от этого.

Умай Беймарал




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.