Критический удар по глобальной войне с террором
Поддержать

Критический удар по глобальной войне с террором

Глобальная война с террором, начатая под американским руководством 20 лет назад (после атак 11 сентября 2001 года на США), стала захлебываться ещё до вступления в должность президента Джо Байдена. Но теперь она, возможно, уже не оправиться удара, нанесённого исторической ошибкой Байдена, который помог талибам вернуться к власти в Афганистане. Флаг самых смертельно опасных террористов мира, несущих ответственность за убийство двух с лишним тысяч солдат США после 2001 года, будет развеваться над Кабулом в 20-ю годовщину терактов 11 сентября.

Материалы по теме

Оказав помощь талибам, Байден помог всем вооружённым исламистским группировкам, что делает крайне вероятным возрождение глобального террора. А предав одного союзника (афганское правительство), он заставил остальных американских союзников почувствовать, что США – при определённых обстоятельствах – могут предать и их тоже.

Величайшая победа джихадистов в новейшей истории вскоре позволит возникнуть террористическому супер-государству, которое станет гаванью для транснациональных фанатиков и магнитом для вооружённых исламистов со всего мира, стремящихся пройти подготовку для осуществления терактов у себя на родине. «Исламский эмират» талибов станет фундаментом международного халифата – такого, который стремился создать покойный лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен и авиатеррористы, совершившие теракты 11 сентября.

Если недолго просуществовавший «халифат» Исламского государства (ИГИЛ) заполнял политический вакуум в северной Сирии, а затем распространился на Ирак, то эмират талибов стал результатом разгрома самой могущественной державы мира. И поэтому триумф талибов придаст беспрецедентные силы международному джихадистскому движению, в том числе стимулируя набор новых рекрутов. Последствия этого события будут сказываться ещё много лет. Война с террором, ведущаяся на территории от Ближнего Востока и южной Европы до Африки и Азии, будет становится всё более затруднительной, поскольку количество её фронтов будет умножаться.

Всё это происходит в тот момент, когда ускоряющийся имперский упадок Америки уже начал ослаблять её возможности навязывания своей воли другим странам, что стимулирует глобальную экспансию Китая. Байден, продолжая политику военного отступления, которую начал его предшественник Дональд Трамп, недавно пообещал завершить боевую миссию США в Ираке уже в этом году.

США потратили огромные ресурсы на войну с террором, проведя антитеррористические операции во множестве стран. По данным нового доклада, опубликованного проектом «Цена войны» Университета Брауна, войны, начатые Америкой после 11 сентября 2001 года, а также меры безопасности, предпринятые внутри страны, обошлись ей примерно в $8 трлн и привели, оценочно, к гибели 900 тысяч человек, включая гражданских лиц и работников гуманитарной помощи. Но при этом они не принесли никаких долгосрочных результатов.

Главная причина этого в том, что Америка уже давно забыла уроки 11 сентября, в том числе необходимость избегать беспринципного пути практической выгоды. Политизация войны с террором не позволила провести скоординированную идеологическую атаку на агрессивный джихадизм.

Байден, со своей стороны, проводит обманчивое различие между «хорошими» и «плохими» террористами, пытаясь принизить значение захвата талибами Афганистана и контактов своей администрации с ними. Например, он утверждает, что «террористы ИГИЛ-К» («Вилаят Хорасан») являются «заклятыми врагами талибов», отказываясь признавать, что «Талибан», подобно «Аль-Каиде» и ИГИЛ, является заклятым врагом свободного мира. Байден быстро снял с талибов ответственность за недавние теракты в аэропорту Кабула, обвинив в них ИГИЛ, а госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что США готовы работать над «противодействием терроризму» с новым режимом в Кабуле.

Но «Талибан», «Аль-Каиду» и ИГИЛ объединяет общая идеология и приверженность идее вооружённого джихада, а члены этих группировок тесно общаются и даже переходят из одной группировки в другую. Как признал Пентагон, победивший «Талибан» выпустил из тюрем тысячи заключённых боевиков «Вилаята Хорасан» (ИГИЛ-К). А по данным недавнего доклада Совета Безопасности ООН, «талибы и ‘Аль-Каида’» остаются тесно связаны».

Тем временем Госдепартамент США распространяет мифы о том, что талибы и их специальное подразделение «Сеть Хаккани» якобы являются «отдельными структурами». В реальности же «Талибан» и «Сеть Хаккани» – это крыло пакистанского «глубинного государства». Глава «Сети Хаккани», Сираджуддин Хаккани, занимает пост заместителя руководителя «Талибана». А прибытие в Кабул руководителя безответственной пакистанской Межведомственной разведки, причём ещё до того, как талибы сформировали правительство, лишь подчеркнуло тот факт, что реальным победителем в Афганистане стал Пакистан, который фактически получил прокси-контроль над соседней страной.

Однако, подтверждая роль геополитики, которая стоит за войной с террором, администрация Байдена вряд ли накажет Пакистан, «важного союзника вне НАТО», за организацию унизительного разгрома Америки в Афганистане. Напротив, администрация США использует Пакистан и ещё одного давнего спонсора джихадистов, Катар, для установления отношений с теократической диктатурой в Кабуле.

США совершили полный круг, уступив контроль над Афганистаном той самой организации, которая служила базой бен Ладену, когда он планировал теракты 11 сентября. Эти теракты стали результатом спорных связей Америки с исламистскими группировками, начиная с 1980-х, когда президент Рональд Рейган использовал ислам в качестве идеологического инструмента для стимулирования вооружённого сопротивления советской оккупации Афганистана. Бен Ладен и другие лидеры «Аль-Каиды», включая основателя группировки «Сеть Хаккани», наточили свои зубы в этой тайной войне под управлением ЦРУ. Ещё один ветеран той войны сегодня возглавляет режим талибов – это Мохаммад Хасан Ахунд, включенный ООН в список террористов идеолог разрушения Бамианских статуй Будды в 2001 году.

Однако не прошло и десяти лет после 11 сентября, как США снова начали тренировать джихадистов и поставлять им летальные виды оружия для участия в войнах, призванных сменить режим, например, в Сирии и Ливии. Стоившая $1 млрд секретная война ЦРУ, направленная на свержение президента Сирии Башара Асада, привела к появлению ИГИЛ. И Америка платила по счетам предательского Пакистана, пока тот предоставлял убежище командно-контрольному центру талибов.

Уроки 11 сентября были забыты, и из-за этого глобальная война с террором пошла под откос. Вернуть этот поезд обратно на рельсы будет крайне трудно, но это абсолютно необходимо для того, чтобы бич вооружённого джихадизма не превратился в определяющий кризис нынешнего столетия.

Брама Челлани – профессор стратегических исследований в Центре политических исследований (Нью-Дели), научный сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине, автор девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: Новое поле битвы в Азии», «Вода, мир и война: Противостояние мировому водному кризису».

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.