Эксперты по цифровым правам обеспокоены меморандумом со Сбером
Поддержать

Эксперты по цифровым правам обеспокоены меморандумом со Сбером

Экспертная группа по цифровым правам выразила обеспокоенность новостью о заключении соглашения между Правительством Республики Казахстан и российской Группой Сбер о создании платформы цифрового правительства и ее участия в создании институциональной основы казахстанского цифрового правительства. В связи с этим группа опубликовала свое заявление и публично задала ряд вопросов ведомству Мусина.

Материалы по теме

Решение принято без публичного обсуждения и представляет угрозу цифровому суверенитету

Группа обращает внимание, что затрагивающее всех казахстанцев решение застало всех врасплох, и было принято без какого-либо известного обсуждения с самими казахстанцами и IT-сообществом.

«Правозащитники опасаются, что эта инициатива может представлять угрозу цифровому суверенитету Республики Казахстан, а также праву на защиту персональных данных, приватность (неприкосновенность частной жизни) и другим правам казахстанцев, реализация которых подразумевает обращение к правительственной цифровой платформе (e-gov)», – говорится в заявлении.

Эксперты считают, что тем самым нарушены права казахстанцев на участие в управлении делами государства.

Децентрализованная система хранения данных более эффективна и безопасна

Кроме того, опасения правозащитников вызывают тот факт, что Мусин анонсирует преимущества продукта, при том, что продукт еще даже не создан.

«В эфире канала Atameken Business Багдат Мусин сообщил, что на сегодняшний день в стране есть около 400 разрозненных информационных систем, и министерство планирует унифицировать и разместить все ИС на одной платформе. Однако международная практика показывает, что децентрализованная система хранения данных более эффективна с точки зрения безопасности данных по сравнению с централизованной», – обращаются внимание эксперты.

Также отмечается, что не представлено никаких экономических обоснований соответствия озвученной суммы объему работ и услуг, которые повлечет за собой реализация этого проекта.

Соответствует ли сделка закону о госзакупках?

«Такие масштабные и дорогостоящие проекты должны осуществляться на основе конкурса, с проведением анализа и оценки соответствия стоимости проекта объему работ. Казахстанское законодательство о государственных закупках также требует проведения конкурса, и только в случае, если конкурс не удается провести, допускает проведение закупки из одного источника. В то же время, никакого официального объявления конкурса на разработку платформы не объявлялось», – заметили в группе по цифровым правам.

Экспертная группа требует, чтобы документация по данному решению, а именно подписанный Меморандум, технические и экономические обоснования были официально опубликованы в открытом доступе, а в дальнейшем документы подобной степени важности обсуждались и принимались с участием гражданского общества.

Также группа по цифровым правам предложила государственным органам помощь гражданского общества, экспертов в области прав человека и IT в принятии решений подобного масштаба, «чтобы исключить возможность нарушений прав человека».

Эксперты намерены и в дальнейшем активно проводить мониторинг развития ситуации.

Почему проигнорирован эстонский опыт с системой X-Road?

В этой связи Экспертная группа просит министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности ответить на следующие вопросы:

– В рейтинге E-Government Development Index (EGDI) за 2020 год Казахстан занимает 29 место, Россия 36-е. Почему страна, имеющая более лучшие показатели в области электронного правительства, обращается за построением цифровой платформы к другой стране, имеющей худшие показатели?

 Изучался ли подобный опыт в странах, помимо Сингапура и ОАЭ? Есть опыт стран, которые достигли хороших результатов в построении комплексной защиты государственных баз данных, например, опыт Эстонии с их системой X-Road (место в рейтинге EGDI – 3). Этот опыт был не раз представлен казахстанскому министерству, и оно выражало заинтересованность в нем. Почему было решено проигнорировать прогрессивный опыт и обратиться к опыту страны, которая не добилась впечатляющих успехов в этой области?

 Имеются ли сравнительный анализ, исследование потенциальных поставщиков, которое обосновало бы преимущества партнерства с группой компаний Сбер?

«Мы надеемся повлиять на дальнейшие договоренности»

В комментарии Exclusive.kz координатор Экспертной группы по цифровым правам Арсен Аубакиров сообщил, что от МЦРИАП обратной реакции пока не было.

– Разумеется, мы надеемся на реакцию, но учитывая, насколько вопрос политический, мы, конечно, сомневаемся, что будут сразу приняты какие-то меры. Мы надеемся, что наше заявление сможем повлиять на дальнейшие договоренности, поскольку пока заключен только меморандум, детали которого более детально будут прорабатываться потом. В идеале, конечно, чтоб они полностью пересмотрели вопрос, – надеется Аубакиров.

Экспертная группа по цифровым правам представляет себя инициативу из числа экспертов, правозащитников, юристов и исследователей, которые активно продвигают цифровые права в Казахстане. В группе 14 участников и пять консультантов. Среди прочих в группе есть представители Университета имени Сулеймена Демиреля, Центральноазиатского института стратегических исследований, ТОО «ИнфоТех&Сервис», общественных фондов «Human Rights Consulting Group», «Правовой медиа-центр», «Гражданская экспертиза», «Центр исследования правовой политики», «Digital Paradigm», «Молодежная информационная служба Казахстана», «Еркіндік қанаты», «Евразийский цифровой фонд».

Среди консультантов Экспертной группы по цифровым правам – координатор Информационной программы Фонда Сорос-Казахстан Алия Шарипбаева; эксперты Human Constanta, SecDev Андрей Сушко и Алексей Козлюк; независимый консультант по международному праву в области прав человека Татьяна Чернобиль; координатор по Центральной Азии Центра по гражданским и политическим правам (Женева) Рустам Кыпшакбаев.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.