Почему десять лет развития промышленности привели к деиндустриализации?
Поддержать

Почему десять лет развития промышленности привели к деиндустриализации?

В последнее время вновь заговорили об индустриализации страны. Реальность говорит о том, что итоги первых пятилетних госпрограмм индустриализации на 2010-2014 и 2015-2019 годы явно не привели к буму промышленности. И это еще один повод задать уместный вопрос: почему?

Представители государства и бизнес-сообщества, эксперты видят в провале индустриализации много объяснений. Среди них есть и тезис о том, что господдержка больше вредит, чем способствует промышленному развитию страны, а, следовательно, необходимо создать «чистый» рынок, который своей «невидимой рукой» наведет порядок. Другие называют отсутствие кадров и коррупцию. А третьи сетуют на то, что Казахстан не имеет выхода к морю и поэтому стоимость транспортировки промышленных товаров выше среднемировых, а размеры внутреннего рынка слишком ограничены.

Однако, все большую популярность набирает версия о том, что Казахстану нет необходимости создавать новую промышленность. Достаточно поддерживать имеющиеся 50-60 крупнейших компаний, которые и обеспечат диверсификацию экономики страны. Ее сторонники обосновывают эту точку зрения тем, что не стоит распылять ограниченные государственные средства и внимание на создание новой промышленности или поддержку малых и средних промышленных предприятий. Более рационально и эффективно продолжать развивать существующие несколько десятков крупнейших компаний, а они вслед за собой вытянут остальную промышленность и экономику страны.

К сожалению, сторонники этой теории не уточняют, к каким отраслям относятся эти 50-60 крупнейших компаний: добывающим или к обрабатывающим? Попробуем кратко оценить перспективы такого пути индустриализации и для тех, и для других.

Наиболее крупными компаниями в добывающей промышленности относятся известные предприятия в добычи нефти, газа, различных металлов. Это такие компании, как «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», «СНПС – Актобемунайгаз», North Caspian Operating Company N.V., «Арселор-Миттал Темиртау», «Евразийская группа», «Казахмыс», «КазМинералс», ССГПО, «Алюминий Казахстана», «Казцинк», «ТНК «Казхром», УКТМК, «Коппер технолоджи», «ФПГ «Алел», «Богатырь Комир», «Востокцветмет» и другие.

Безусловно, это ключевые промышленные компании. При этом сто таких предприятий обеспечивают более 90% промышленной продукции и экспортной выручки страны, более 70% налоговых поступлений в госбюджет, около трети занятости трудоспособного населения. Отчисления из их доходов и формируют Национальный фонд – валютный резерв страны.

Обеспечение их дальнейшего промышленного развития не потребует особых усилий от государства, так как эти компании обладают всем необходимым – сырьем, активами, доступом к недорогому и практически неограниченному финансированию с внешним рынкам капитала, рынками сбыта и многим другим. Основными и достаточными условиями для их развития является уменьшение влияния государства на их деятельность, своевременная девальвация национальной валюты, снижение налоговой нагрузки, удешевление стоимости рабочей силы.

В целом, такая стратегия индустриализации наиболее достижима и могла бы быть вполне рациональной и приемлемой. Однако она имеет один существенный недостаток. В основе такой промышленности лежит добыча и вывоз природных ресурсов страны, а они, в свою очередь, ограничены. С учетом сложившихся темпов добычи период существования такой промышленности составит в среднем 20-40 лет, а по некоторым позициям и того меньше. Освоение новых месторождений имеет меньшую маржинальную эффективность, так как способы добычи становятся сложнее, а руды – беднее. При этом, под влиянием мирового рынка, Казахстан будет и дальше девальвировать национальную валюту, а жизнь для большинства граждан будет становится все дороже и дороже.

Такой подход несет и значительные риски для страны, когда природные ресурсы будут полностью исчерпаны, а валютные резервы Национального фонда потрачены на латание бюджетных дыр, решение различных социальных и рыночных проблем, возникающих от внешних экономических, эпидемиологических и иных шоков, и страна останется ни с чем – без природных ресурсов и без валюты. Развивать экономику станет намного сложнее, а может быть уже и невозможно. Кто захочет вкладывать свои деньги в нашу экономику в ущерб собственной?

Что касается группы крупнейших компаний из обрабатывающей промышленности, здесь все значительно сложнее.

Во-первых, сложно привести короткий список из крупнейших компаний, которые бы оказывали хоть какое-то значимое влияние на такие ключевые параметры, как объемы промышленного производства, экспорта, валютной выручки, поступлений в госбюджет, занятость.

Во-вторых, речь идет об наиболее уязвимых секторах казахстанской экономики, на которые сильно влияют любые финансовые, политические, экономические, валютные, сырьевые, эпидемиологические шоки мировой экономики.

В-третьих, несмотря на их незначительное влияние на экономику, потребуется приложить много усилий для их развития. Причем, делать это очень долго и разносторонне, чтобы хоть как-то повысить их вклад в экономическое развитие страны.

В-четвертых, у таких предприятий существуют значительные проблемы с сырьем, которые невозможно решить без участия компаний первой группы или создания новых производств. Также у них большие проблемы с уровнем локализации. И не факт, что даже этого будет достаточно. Сомнительно, что удастся найти более емкий и дорогой рынок сбыта для казахстанских счетчиков, аккумуляторов, кабелей, подшипников, лифтов, мебели.

Подводя итог, надо признать, что проведение индустриализации страны только с участием ограниченного числа крупнейших добывающих компаний имеет следующие особенности:

  • существенным недостатком является исчерпаемость природных ресурсов в недалеком будущем;
  • побочными эффектами выступают дальнейшая девальвация национальной валюты и удорожание жизни для большей части населения;
  • значительный риск становится возможность полной потери перспектив какого-либо промышленного развития страны к тому моменту, когда закончатся и природные ресурсы, и валютные резервы.

Во-втором же случае – развитии индустрии на базе ограниченного числа предприятий обрабатывающей промышленности – от государства потребуется кропотливая всесторонняя длительная работа с концентрацией всех ресурсов и внимания на 50-60 компаниях, с неопределенным влиянием на экономику и с сомнительными конечными результатами.

Таким образом, такой вариант достижения индустриализации страны оказывается несостоятельным. А, следовательно, нужны принципиально другие рецепты.

Жанат Ромазанов, экономист, к.э.н.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.