Будущее за учителями-новаторами: традиционное образование устарело
Поддержать

Будущее за учителями-новаторами: традиционное образование устарело

В Алматы прошла одна из крупнейших в мире конференций по новым технологиям в образовании EdCrunch Glocal. Один из спикеров мероприятия Дорис Корда, глава Педагогического института Корда (США), рассказала о новых методиках преподавания и о том, как они внедряются в образовательных учреждениях по всему миру.

Вся правда о финской школе

Педагогический институт Корда окончили учителя из 250 школ разных стран мира. Две из этих инновационных школ (High Tech Academy) стали демонстрационными: одна находится в Америке, другая — в Казахстане (г. Алматы). Татьяна Магамбетова, директор второй демонстрационной школы, надеется, что концу года High Tech Academy в Казахстане получит международную аккредитацию C.S.S.C.

«Мы кардинально отличаемся от других международных школ Казахстана. Во-первых, преподавание ведется на трех языках — английском, казахском и русском. Во-вторых, учителя всегда учатся, как и их ученики. Они повышают квалификацию и расширяют свои навыки. Более того, детям дают задания, на которые нет ответа ни в конце учебника, ни в интернете. Они всегда сами находят решения довольно непростых задач. За два месяца до начала EdCrunch Glocal к нам пришла Лариса Пак, организатор конференции TEDx в Казахстане, собирающей на одной сцене учёных, политиков, предпринимателей, художников, музыкантов, инженеров и многих других. За два месяца до начала мероприятия главный спонсор сообщил, что не может его спонсировать. Лариса, встав перед дилеммой — отменить приглашения или все-таки провести форум — попросила наших девятиклассников подумать над вариантами решения этой проблемы и найти альтернативные источники финансирования конференции. Через несколько недель дети предложили обратиться за помощью к тем людям, которые уже несколько лет подряд принимают участие конференции. И это сработало.

Мы работаем по методике нашего американского партнера Дорис Корда. Ее суть заключается в том, чтобы учителя старались найти индивидуальный подход к каждому ученику, а также научили их применять полученные академические знания в решении реальных проблем. Дорис когда-то создавала эту методику для обучения своих детей, так как ей очень не нравилась система образования в традиционной школе. Поэтому Дорис, успешный инженер Кремниевой долины, пошла работать учителем.

Как и Дорис, я мать двоих детей. В образование я тоже пришла из-за того, что меня не устраивала традиционная школа. По профессии я преподаватель экономической теории, окончила факультет экономики и философии КазГУ, затем училась в Париже — в американском институте и в Сорбонне по специальности международная экономика. Я начинала свою карьеру в банке, была генеральным менеджером компании L’Oréal, заработка было достаточно, чтобы дети учились в международной школе Haileybury Almaty в Казахстане. Но какой-то момент я поняла, что не совсем довольна качеством преподавания в ней. Во-первых, мне не нравилась культура этой школы, не хочу произносить слово «мажоры», но это очень элитная школа со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, не устраивало то, что все предметы преподавались на английском языке. В итоге с 8:00 до 16:00 часов у детей были занятия на английском, а после всех уроков они занимались с репетиторами русским и казахским языками, а также математикой. Так мы проучились до шестого класса — до момента, когда я окончательно решила, что отправлять своих детей ни в какие иностранные школы не хочу. Мне было важно, чтобы они жили в семье до поступления в вуз. Эту тему я обсуждала с родителями одноклассников, в частности, с отцом одноклассницы моей дочери Еркином Татишевым, председателем компании KustoGroup. В результате он решил создать школу, где качество образования не уступало бы британскому Итону (Eaton Colleage). Когда он пригласил меня стать его партнером, я предложила посмотреть школы Финляндии и Сингапура, которые считаются лидерами с точки зрения системного подхода к обучению. Это доказано результатами международного тестирования PISA.

Подходы к обучению во всех странах разные, например, финны более расслабленные, а сингапурцы заточены на результат, однако мы, к своему удивлению, обнаружили очевидные сходства. Во-первых, в обеих странах образование возведено в ранг национальных приоритетов. Кто бы ни пришел к власти, что бы ни происходило в экономике, на образование всегда выделяют ресурсы. Во-вторых, учитель в этих странах — очень престижная профессия. Подростки мечтают преподавать в школе, а на место в педагогических вузах обычно претендует 10 человек. Однако открыть в Казахстане школу по финской или сингапурской модели невозможно и бессмысленно. Я продолжила поиски и остановилась на альтернативной американской модели. За 2 недели посетила 10 городов и 20 школ США, среди них — созданные по модели Дорис Корда. Я поняла, что именно с ней нам будет по пути, так как она знает, что сегодня необходимо образовательному учреждению».

От теории к практике

Дорис Корда, исполнительный директор Педагогического института Корда, начинала свою карьеру как системный инженер, а затем, занявшись предпринимательской деятельностью, превратила новые технологии в успешный и быстрорастущий бизнес. Выстроив крупномасштабную систему управления ресурсами, присоединилась к проекту по разработке программного обеспечения. Результатом такого сотрудничества стало появление компании Sterling Commerce по разработке ПО стоимостью $1 млрд.

Затем Дорис, будучи уже матерью двоих детей, решила открыть для себя сферу образования. Более 20 лет она занималась развитием научно-обоснованных методов обучения. Сначала она работала учителем математики в средней школе, а потом основала Педагогический институт Корда и стала соучредителем Консорциума передачи мастерства (Mastery Transcript Consortium), сети школ, в которых дети могли проявить свои наиболее сильные стороны и раскрыть способности в процессе обучения.

«Моя методика заключается в создании возможностей для решения реальной проблемы сегодняшних школ», — отметила Дорис Корда на конференции EdCrunch в Алматы. «Я полагаю, что очень скоро во многих школах мира будет именно так —они начнут переходить от экономики знаний к экономике компетенции, то есть учить применять теорию на практике».

«Приведу пример. В сельской местности недалеко от школы расположен ресторан. Когда началась пандемия COVID-19, хозяева, оказавшиеся перед угрозой потери бизнеса, пришли за помощью в школу, чтобы ученики предложили решения реально проблемы. Дети разделились на команды и стали думать. Одна команда создала сайт, другая предложила ресторану совместную с местными фермерами программу по организации серии кулинарных классов, третья вместе со своими родителями сделала в ресторане кулинарную студию. Благодаря этому ресторан смог пережить трудные времена. Самое интересное в том, что команды не пересекались, они только в конце проекта узнали об идеях друг друга.

Мир кардинально поменялся, но школы многих стран остались прежними, традиционными. Проблема в том, что сами учителя не владеют компетенциями, которым они хотят научить детей.  Времена, когда можно было рассказывать что-то у доски, требуя, чтобы ученики слушали и запоминали, давно прошли. Задача нашего педагогического института — развернуть взгляд учителя на 180 градусов, помочь ему выстраивать учебный процесс так, чтобы дети могли самостоятельно погрузиться в исследование, поиск решения, а также работать в команде, приобретать навыки презентации, анализа и критического мышления», — добавила Дорис Корда.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.