И не надо мне прав человека…
Поддержать

И не надо мне прав человека…

Доклад «Восприятие концепции прав человека казахстанской молодежью» Ирины Медниковой, Генерального директора Молодежной информационной службы на Международной конференции «Молодежь Центральной Азии. Казахстан», раскрыл новые, а подчас даже неожиданные аспекты формирования молодежного самосознания. Выяснилось, что казахстанская молодежь – на двадцать пятом году независимости и рыночных реформ! — почти ничего не знает о правах человека…

Репрезентативность полученным данным придает масштаб исследования, проведенного в рамках программы «Школа Гражданского Образования», организованной в 2010 году Молодежной информационной службой. Это уникальная площадка, где правозащитники, политологи, экономисты и журналисты проводили и проводят по сей день учебные семинары и мастер-классы по правам человека. За шесть лет курс лекция и семинаров по этой тематике прослушали более 1300 молодых людей из Алматы, Астаны, Караганды, Семея, Шымкента.

Шесть лет – большой срок, чтобы выявить среди учащихся, большинство из которых имело возраст 18-24 года, какие-то тенденции, определить «болевые» точки только формирующегося  молодежного менталитета. Однако инициаторы семинара даже не представляли, что в сфере прав человека  казахстанские юноши и девушки продемонстрируют столь тотальное невежество.

«Даже на открывающей курс базовой лекции по правам человека  мы увидели повторяющиеся фреймы (фрейм в социологии — определённого рода целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире – авт.) восприятия молодежи, основополагающей характеристикой является то, что  молодежь не имеет понятия, что такое права человека. – говорит  Ирина Медникова. — На протяжении всего нашего проекта молодежь демонстрирует одинаковое поведение.

Никто и никогда, из всей нашей  аудитории, за все эти годы,  не смог вначале дать определения этому понятию!

 Права человека всегда путаются с правонарушениями, с горизонтальными отношениями между людьми. В беседах с молодыми выявилось отношение к государству, как к абсолютно правой стороне, наделение государства  сверхполномочиями,  в ущерб своим правам. При этом демонстрируется  серьезное незнание своих прав, оправдание любых действий государства в отношении личности.

Нашей аудитории всегда сложно принять тот факт, что права человека может нарушить государство. Когда мы начинаем разбирать на семинарах конкретные примеры таких нарушений, в аудитории воцаряется тишина, некая испуганная  пауза. Часть аудитории  начинает оправдывать государство, говорить, что , наверное, оно имеет на это право, что, вероятно, были какие-то особые обстоятельства, что человек, наверное, сам виноват…  И дальше они идут по пути оправданий практически любых действий государства. И только  потом, после наших лекций и занятий, когда им становится понятной система прав человека, молодые люди начинают мыслить более гуманитарно.  Только  к концу  курса наша аудитория начинает понимать, что такое концепция прав человека,  каковы должны быть такие «вертикальные» отношения человека и государства.»

Примечательно, что, как отмечала  Ирина Медникова,   правильного определения  прав  человека не сделали ни юристы, ни студенты на стадии магистратуры, ни один человек – за все годы, что проводился семинар. Хотя ведь студенты, а особенно  студенты – гуманитарии должны бы знать эти основополагающие принципы современного развитого общества!

« И тогда мы задали себе вопрос: а где бы наши молодые люди  могли услышать о правах человека? – рассказывает Ирина Медникова. — Где они могли бы  получить такую информацию, где могли бы этому научиться? И мы пришли к выводу, что нигде…. Семья не является тем местом, где ребенку рассказали бы о правах человека . На любой стадии нашей системы образования молодежь также не может получить такую информацию —  ни в школе, ни в колледже, ни в вузе. Также такой информации  молодые  не могут получить и на работе.»

В результате мы имеем ущербную систему образования, где этим вопросам не уделяется практически никакого внимания, правам человека обучают только немногие НПО. И молодые приходят потом во взрослую жизнь со сложившимся, во-многом  конформным и авторитарным,  сознанием.

Конечно, здесь большую роль могла бы сыграть семья, в которой человек получает определенные нравственные ценности и установки. Но наши семьи все, целиком, вышли из советского периода, где права человека представлялись буржуазным фантомом, а обучение им и даже знание о них в определенные периоды могло бы грозить людям репрессиями и лагерем. Тяжелый исторический опыт поколений советских людей жив в общественном сознании. Прошлое хватает настоящее. Как хорошо об этом написал поэт Владимир Соколов:

Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек…

Двадцать лет независимости – слишком короткий срок, чтобы в семье сформировались истинно демократические и гуманитарные ценности. Да и сегодняшняя наша политическая и общественная реальность не способствует реализации прав человека в их полном объеме.  Зачем чему-то учить человека, если это знание не поможет ему в жизни? Вот и не учат…

«В отношениях с государством молодые выступают  как бы в качестве ребенка, демонстрируют паттерную модель поведения. Молодежь не является автором запроса на соблюдение прав человека, в первую очередь она не знает этих прав.» — констатирует Ирина Медникова. По ее мнению, это очень опасное явление, которое консервирует архаичную, зависимую модель поведения молодых, впрямую связанную с моделями развития будущего общества.

Однако, не все потеряно. После завершения проекта исследователи  замеряли отношение молодежи, их восприятие общественно-политических процессов в стране, их  восприятие своего предназначения. После очередного этапа проекта, который  завершился в 2015 году в пяти городах, и охвативший  340 участников, они провели опрос.  Результаты опроса подтверждают, что этот проект, их новое знание о правах человека,  изменили  отношение молодежи  ко многим  процессам, развивающимся в Казахстане,  отношение к  общественно-политической ситуации, к  собственной самоидентификации и  самооценке. Они осознали, что права человека – не просто слова, а цельная система ценностей развитой современной личности, и выражают желание (по-крайней мере – в опросах) активно участвовать в общественной жизни.

Что касается обучения правам человека, то Казахстан здесь не только на задворках мировой педагогической практики, а стоит в одном ряду с самыми отсталыми странами Азии и Африки. Парадоксом в этом ряду является то обстоятельство, что несколько лет назад наша страна председательствовала в ОБСЕ…

 Опыт обучения важнейшим гуманитарным принципам, составляющих права человека, в мире накоплен немалый.  Еще 12 лет назад, в 2004 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила «Всемирную программу образования в области прав человека».  Цель программы – содействовать утверждению равенства, расширению прав и возможностей личности, участию всех граждан в жизни общества, а также способствовать предупреждению и разрешению конфликтов.Это, как указывается в ооновских документах, инструмент для построения устойчивых обществ, где все люди могут рассчитывать на то, что их права должным образом реализуются, уважаются и защищаются.

Вот как решают эту проблему на государственном уровне в разных странах:

Ирландия

Требования воспитания местной и глобальной гражданской ответственности установлены в рамках обязательной программы для школ 3-й ступени (учащиеся в возрасте от 11 до 14 лет) по таким концепциям: Разнообразие и интеграция; Права человека и социальная ответственность; Равенство и социальная справедливость; Демократия и активное участие.

Испания

Воспитание демократической гражданственности и образования в области прав человека включено в Основной закон об образовании. Стало как отдельным, так и междисциплинарным предметом в системе послешкольного образования, а также междисциплинарным предметом в системе непрерывного образования, включая обучение дошкольников, профессионально-техническую подготовку и образование взрослых.

Германия

Стандарты поддержки школ в осуществлении преподавания прав человека путем предоставления комплексной, ориентированной на результат,  концепции обучения в области прав человека на всех уровнях школьного образования.

Турция

Проект «Обучение демократии через участие в Национальном собрании школьников» стартовал после подписания протокола между Национальным министерством образования и Великим национальным собранием Турции. Вначале это был экспериментальный проект  для 300 школ, а в 2005 — 2006 учебном году он был открыт для всех 42 000 школ страны, в которых обучается около 13 млн. учеников. Примеры можно продолжать долго…

У нас в Казахстане ничего подобного нет, и даже не предвидится. Очевидно, это делается сознательно. Людьми с паттерным, боязливым сознанием, благоговеющими перед мощью государства, управлять легче, чем теми, кто знает и умеет защищать свои права. Изначальные и неотчуждаемые.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.