Нужно ли законодательно запретить ваххабизм в Казахстане?
Поддержать

Нужно ли законодательно запретить ваххабизм в Казахстане?

Первой такой закон приняла Чечня. После того, как в 1999 году боевики совершили рейд на территорию горных районов Дагестана, народное собрание этой автономии приняло закон «О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Позже аналогичные законы приняли Узбекистан и Таджикистан. Январь показал, что это пора сделать в Казахстане.

Материалы по теме

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية – аль-ваххабийя) сегодня – это международное религиозно-политическое течение в Исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаб ат-Тамими (1703 –1792), являвшегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).

Сами представители данного движения не называют себя «ваххабитами», указывая, что являются «салафитами», то есть приверженцами салафии (с арабского – «предки, предшественники»). Ваххабиты считают своё движение религиозным, а не политическим. Однако любое политическое разделение рассматривается ваххабитами как раскольничество, нарушение исламского единства. Постулат, что куфр (неверие) способен вывести человека из религии позволяет обвинять не разделяющих идеологию ваххабитов мусульман в отступничестве, что лишает защиты их имущества и жизни. Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение Ислама от чуждых, с их точки зрения, примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Под ваххабизмом понимается не конкретная и чётко выраженная религиозная идея, а совокупность идеологий, проповедующих крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим, и оправдывающих их убийство. Проще говоря, традиционные мусульмане уживаются с представителями иных исповеданий, а ваххабиты – нет!

Центральное место в политической идейной платформе сторонников ваххабизма занимает концепция непризнания любой власти, отходящей от предписаний шариата.

Ваххабиты подвергли сомнению три основы традиционного Ислама и разрешили убивать мусульман, которые не согласны с ними:

  1. Матуридийская школа вероубеждения неправильная. Надо принимать тексты первоисточников, как они есть – «буквально», без пояснений.
  2. Ханафитский мазхаб неправильный и не следует сахих-хадисам (т.е. достоверным хадисам).
  3. Тасауф (суфизм), как третья основа Ислама, неправильный. Тариката (пути развития духовности) нет, а есть только шариат (черное-белое, кафир-муслим).


Основные причины зарождения ваххабизма в XVIII веке – ослабление Османского халифата в годы правления султана Селим-Хана III и английская мировая колониальная политика.

К этому времени Лондон уже проделал часть работы: было подготовлено более пяти тысяч агентов, изучавших Коран и свободно владевших арабским, турецким и персидским языками. Однако была нужна идеология раскола и лидер, который бы нёс её в массы. Недостающие звенья объединил в себе Мухаммад Абдуль-Ваххаб. С 1730 г. кровавая идеология раскола начинает своё массовое распространение.

А кто же такие «салафиты»? И как они связаны с ваххабитами?

Салафизм – международное религиозно-политическое течение, призывающее следовать праведным предкам (салафам). Течение было разработано недждийскими теологами под руководством Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

В современном виде салафизм отличает:

  • притязание на исключительную истину и неприятие другого мнения;
  • обособленная трактовка понятий: единобожия, «нововведений», «язычества», «неверия» среди мусульман, впервые введённой Ибн Таймией;
  • агрессия по отношению к несогласным с их воззрениями, обвинение мусульман в неверии и язычестве (такфир и джихад);
  • буквализм как метод восприятия исламских первоисточников, критика разума и отрицание рациональности;
  • несовместимость со светскостью и стремление к созданию теократического государства («такия» – сокрытие своей ненависти и планов, как у шиитов);
  • арабоцентризм и отрицание национальных традиций и обычаев казахов (в Исламе нет наций, кроме мусульман);
  • порицание и отрицание общепризнанных суннитских теологических школ – ашаритов и матуридитов, ханафитского мазхаба и суфизма наших предков;
  • политизация отдельных религиозных понятий, таких как: «такфир», «джихад», «тагут», «халифат», «уаля уаль-бара» т.е. дружба с ваххабитами и ненависть к другим, которую они скрывают;
  • адаптация и приспособление положений Корана и Сунны под собственные убеждения (изменения контекста).


Недждийские мятежники называли себя ваххабитами, но никогда – «салафитами». Они говорили о необходимости переселения мусульман к ним в Нежд и провозглашали: «Мы поистине на пути (тарикате) ваххабизма». Слово «тарикат», используемое ваххабитами, было намеренно взято из суфизма для привлечения внимания и быстрого отклика в душах верующих. До конца XX столетия ваххабиты гордились тем, что их называют ваххабитами, заявляя, что Ваххаб – одно из имен Аллаха(«Дарующий»). Прикрываясь именем «Ваххабит», они распространяли ложную информацию о своей уникальности и избранности.

Однако со временем, когда имя «ваххабит» получило нарицательную коннотацию, они начали отказываться от него. В основном, в этом замечены несаудийские ваххабиты. Они стали называть себя «саляфами» (саляфитами) («предшественниками»). А свой призыв «даъва саляфия» – «саляфитский призыв», таким образом отмежевавшись от саудитов.

«Ребрендинг» понадобился ваххабитам еще и для того, чтобы уйти от обвинений, выдвигаемых мусульманами против них в том, что ваххабиты, по сути, являются еретиками (бидъатчиками). Арабское слово ересь (бидъа) означает порицаемое, отвергаемое новшество.

«Салафитская секта» сегодня стремительно распространяется в суннитских регионах по всему миру. Около 10 % мусульман – «салафиты», благодаря нефтедолларам Саудии и поддержке Запада. Поэтому западные страны никогда не запретят «ваххабизм». Еще в начале ХХ века «салафизм» являлся небольшой еретической сектой ваххабитов. Сегодня салафиты – это множество сект внутри ваххабизма: мадхалиты, суруриты, хаддадиты, ансары-сунны, такфириты, «джихад уаль– хиджра» и др.

О запрете ваххабизма в Казахстане

Январские события в Алматы вскрыли и обострили эту проблему. Если традиционный Ислам и тасауф (суфизм) наших предков не вмешивается в политику, отдавая «богу-богово, а кесарю-кесарево», то основная цель ваххабизма – власть.

Интересно, что из 24 запрещенных организаций в Казахстане, большинство базируется на ваххабитской идеологии. Это «Аль-Каеда», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Асбат-аль-Ансар», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-и-Тайба», «Общество социальных реформ», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана» (Туркестанский жамагат), ИГИЛ («Исламское государство») и др.

К сожалению, мы боремся со следствием, а не с причиной. Напрашивается вопрос: в чем отличие ваххабитов от «братьев-мусульман», которые запрещены в Казахстане?

«Братья-мусульмане» /Muslim Brotherhood/ – международное религиозно-политическое движение, было основано в 1928 году в египетском городе Исмаилия 22-летним учителем и исламским проповедником Хасаном аль-Банной (убит в Каире 12 февраля 1949 г.) Создатель движения и его соратники выступали с идеями построения исламского государства.

Отличие этих двух движений главным образом в том, что ваххабиты прикрывают свои истинные цели теологическими спорами, но на самом деле структура этих движений аналогична. Вот их главные признаки:

– идеологическое крыло (с центром за рубежом),

– административно-социальная помощь нуждающимся, семьям осужденных и др. (с «крышей» в госстуктурах),

– бизнес-структуры (жамагат-чаты в каждой области),

– военизированное крыло (организация лагерей и набор рекрутов и т.д.),

– религиозное крыло (проповеди и видеолекции, распространяемые в чатах),

– политическое крыло (различные партии и сообщества) и др.

Но если «братья-мусульмане» объединяются со всеми течениями в достижении политических целей, то ваххабиты видят руководителями только своих лидеров. Из-за этого они ставят во главу «принцип таухида», ваххабитскую идеологию и отстраняются от «братьев», которые более активны, боясь поглощения.

Ваххабиты, скрывая свои истинные цели, вначале обманывают мусульман и навязывают им свое мнение в спорных религиозных вопросах. Когда же человек становится фанатичным последователем их взглядов, тогда они начинают учить его своей «шариатской политике» (сияса шаръия).

Если посмотреть на «Список религиозной литературы и информационных материалов, признанных экстремистскими в Республике Казахстан» (715 материалов), то увидим, что 80% составляет ваххабитская литература, остальная литература – партии «Хизбу Тахрир» и других немусульманских религиозных организаций.

Возникает логичный вопрос – почему не запрещается деструктивно-религиозное течение (ДРТ) или движение, литература которого в большом количестве запрещена судом РК? Ведь она содержит ненависть не только к евреям, христианам и буддистам, но и к несогласным с их идеологией мусульманам. А психологические травмы и «букет» социальных проблем, брошенных после талака (развода) женщин – это отдельная и большая проблема.

Ваххабиты присутствуют у нас в Казахстане «де-факто», но когда их численность дойдет до критической, то они будут требовать свое присутствие де-юре. Наглядный пример – «салафитская» (религиозно-политическая) партия «Нур» в Египте.

Таким образом, ваххабизм имеет множество граней и все они чреваты для нас большими проблемами. А значит, давно пора законодательно запретить у нас это деструктивно-религиозное течение, как это сделали другие страны, даже если это не понравится кое-кому на Западе.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Они понимают только силу, ужесточить законы, гонение за любое навязывание и распространение. Понаехали, ходят цепляются ко всем, агрессивные и наглые. А несут всегда дичь какую то. Это не мусульмане, это экстремисты