Казахстан отстал даже от Африки
Поддержать

Казахстан отстал даже от Африки

Год назад, примерно в это же время, в интервью одному из ведущих деловых изданий мира Bloomberg тогда еще председатель Национального банка Кайрат Келимбетов с чувством, толком и расстановкой рассуждал о том, что Казахстан является вторым Сингапуром и новым «азиатским тигром».

«У нас самая конкурентоспособная экономика среди стран бывших советских республик», — хвастался Кайрат Келимбетов. Казалось, что тогда у него для этого были определенные основания — несмотря на крах рубля тенге еще держался молодцом, впервые в своей истории Казахстан обошел по ВВП на душу населения Россию, а казахстанцы массово ездили закупаться к северному соседу, смотря на его жителей немного свысока. В том же интервью Келимбетов рассказывал, что Казахстан перешел к новой денежной политике. И старается уйти от фиксированного, твердого к гибкому валютному курсу. Этот процесс займет в среднем 5 лет, заверил он.

Сразу после этого некоторые видные российские экономисты, вполне здравомыслящие и либерального толка, с особым интересом взглянули на Казахстан и даже привели его в пример в связи с тонущей российской экономикой. Но недолго музыка играла. Прошло не больше месяца, как процесс, который должен был в среднем занять 5 лет, самим же Келимбетовым и был запущен. Валюта, а вместе с ней экономика, отправились в свободное плавание. Спустя год уже можно подводить первые итоги «новой денежной политики».

Нацвалюта рухнула почти в два раза, инфляция выросла до небывалых размеров, население обеднело тоже почти в два раза, а ВВП на душу населения, по оценкам международных финансовых институтов, скорее всего, вернется к состоянию 2007 года. В свете этого любые сравнения с Сингапуром уже звучат просто издевательски. Видимо поэтому после Келимбетова следующий глава Нацбанка не решился в целях самопиара рассуждать о новом азиатском тигре в Центральной Азии. Кстати, все реже услышишь из уст казахстанских чиновников и слова о пресловутой тридцатке ведущих экономик мира, в которую Казахстан должен как можно скорее попасть. И их можно понять, ведь всего за год Казахстан в международном рейтинге конкурентоспособности рухнул с 34 на 47 место. Это было самое большое падение среди всех стран, представленных в рейтинге. Если дела пойдут таким же образом, то уже в следующем году Казахстан может опуститься и ниже 50-го места, чем страна так гордилась, и в свете чего было досрочно объявлено о реализации программы «Казахстан-2030».

Азиатского тигра, увы, не получилось. Хотя даже год назад такие сравнения казались слишком «притянутыми за уши». Если, к примеру, в Сингапуре на тот момент валовый национальный доход на душу населения равнялся 76 860 долларам, то в Казахстане он был почти в четыре раза ниже — 20 680 долларов. А по рейтингу ведения бизнеса Сингапур и тогда и сейчас занимает первое место в мире, в то время как Казахстан был на 77 месте. Спустя год сравнение с Сингапуром уже не делает ни Кайрат Келимбетов, (да и где он сам сейчас?), ни либеральные российские экономисты. Зато в народной памяти и в сознании граждан Запада Казахстан все еще воспринимается на уровне некого африканского государства, каким он был представлен в ставшим уже легендарном фильме «Борат». При этом стоит сказать, что такие сравнения с африканскими странами не должны нас злить или расстраивать, потому что если сравнить положение Казахстана и некоторых государств второго по площади континента после Евразии, то скорее такие сравнения могут показаться обидными для них, ведь многие их достижения нам и не снились.

Вот, например, недавно в Нигерии новое правительство смогло вернуть в казну государству 9 млрд. долларов, незаконно вывезенных из страны. Это лишь первый этап программы масштабной борьбы с коррупцией, которую объявил в этой стране новый глава государства Мухаммад Бухари. Возвращенные средства включают деньги, утаенные чиновниками предыдущего правительства, деньги, хранившиеся на частных счетах, деньги, уведенные в частные карманы, и деньги, находящиеся у государственных чиновников, не задекларировавших их. Сообщается, что изъятые средства пополнят казну, и с их помощью будет обеспечен бездефицитный бюджет. 17 млрд. долларов страна намерена получить от секторов экономики, не связанных с продажей нефти.

Стоит отметить, что не так давно проходила информация, что согласно данным исследовательской группы Global Financial Integrity, за последние десять лет из Казахстана была выведена сумма, равная почти двум Национальным фондам или $167,4 млрд, но пока возвращать их обратно в страну никто не собирается. При этом, в отличие от Нигерии, обеспечить бездефицитный бюджет не удается и приходится обращаться либо к Нацфонду, либо к пенсионным накоплениям граждан.

Примечательно, что в последнем международном рейтинге восприятия коррупции Казахстан оказался гораздо ниже в рейтинге, чем значительное число африканских стран, где уровень коррупции в разы ниже, чем во «втором Сингапуре». Так, в этом рейтинге Казахстан уступил таким государствам черного континента, как Ботсвана, Руанда, Намибия, Гана, Лесото, Сенегал, Южно-Африканская республика Буркина Фасо, Тунис, Замбия, Бенин, Либерия, Алжир, Египет, Марокко, Джибути, Габон, Нигер, Эфиопия, Кот-Дивуар, Того, а также Малави, Мозамбик, Танзания, Гайана, Сьерра-Леоне, Гамбия. Казахстан со 123 местом оказался в этом рейтинге наравне с Мадагаскаром. При этом стоит отметить, что самое не коррумпированное государство Африки – Ботсвана, стоит выше Казахстана на 102 позиции.

Еще хуже обстоят дела, если сравнивать Казахстан с африканскими странами во всемирном индексе свободы прессы. Здесь Казахстан занимает 160 позицию из 180 возможных, и лишь одна строчка отделяет его от так называемой красной зоны, в которой находятся такие страны как Туркменистан, Узбекистан и Северная Корея.

В этом хит-параде, отражающем степень свободы действий местных журналистов, представлено 180 стран разных частей света. Согласно этому региональному индексу, Европа (19,8 пунктов) остается зоной самых свободных журналистов. За ней следует с большим отрывом Африка (36,9), которая, что небывалый факт, обгоняет американский континент (37,1). Латинскую Америку тянет вниз всё возрастающее количество покушений на журналистов. Далее следует Азия (43,8) и Восточная Европа, и лишь в конце Центральная Азия (48,4).

Выше Казахстана в этом рейтинге большинство африканских государств, таких как Демократическая Республика Конго, Ливия, Египет, Бурунди, Чад, Зимбабве, где правит вечно молодой Роберт Мугабе, в этом же ряду Камерун, Кения и многие другие. Из африканских стран хуже, чем в Казахстане, дела со свободой слова обстоят, согласно рейтингу «Репортеров без границ», только в Руанде, Экваториальной Гвинее, Джибути, Сомали и Эритрее. Хотя, если учитывать, что сейчас активно лоббируются новые поправки в законодательство о СМИ, которые, по мнению организаций, защищающих прессу, усугубят ситуацию со свободой слова, то новые эритрейские рубежи тоже республике под силу.

Не благостно обстоят у Казахстана дела в сравнении с большинством африканских стран мира и в мировом индексе демократии. В этом авторитетном рейтинге Казахстан находится на 143 месте, уступив целому сонму государств черного континента, среди которых Свазиленд, Руанда, Камерун, Мадагаскар, Нигер, Кения, Мали, Уганда, Намибия, Замбия, Ботсвана и многие другие. Выборы во многих африканских странах признаются наблюдателями ОБСЕ куда демократичными, чем во всех странах Центральной Азии.

Кстати, даже в Индексе человеческого развития уже есть страны Африки, которые обходят Казахстан, например — ЮАР.

Стоит отметить, что в течение 2000-2008 годов ежегодный рост ВВП африканского континента составил 4,9%, в то время как Центральная Азия росла куда менее скромными темпами, всего в 1,5-2%.

Африка является одним из двух регионов мира, вместе с Юго-Восточной Азией, в котором ВВП рос и во время глобальной рецессии в 2009 году и продолжает расти сейчас. ВВП рос как в странах со значительными экспортными ресурсами (5,4%), так и в странах, в которых такие ресурсы отсутствуют (4,6%). Медленный социально-экономический прогресс характерен для стран субсахарной Африки.

Однако, по прогнозу Всемирного банка, экономика даже этих стран в последующие годы будет расти ежегодно в среднем на 5,5%. Ускорение роста происходило в 27 из 30 крупнейших экономик континента, 15 из которых – Алжир, Ангола, Камерун, Египет, Эфиопия, Кения, Ливия, Марокко, Нигерия, Сенегал, ЮАР, Судан, Танзания, Тунис, Зимбабве, создают 80% ВВП континента.

С 2000 года по 2008 год фирмы по предоставлению услуг связи получили 316 млн. новых пользователей мобильными телефонами. С ростом реальных доходов домохозяйств, развивающихся банковских услуг и торговли, с развитием городов увеличивается строительство различных объектов, в первую очередь инфраструктуры. На континенте насчитывается 52 города с населением свыше 1 млн. человек, что вдвое больше, чем в 1990 году и равно количеству таких населенных пунктов в Западной Европе. В 2008 году более 20 стран Африки получили минимум по $500 млн иностранных инвестиций каждая. Сегодня уровень доходности инвестиций в Африке превышает уровни их доходности в любом другом регионе мира.

Стоит отметить, что в Африке уже во время прошлого глобального экономического кризиса осознали необходимость диверсификации экономики, ухода стран с «нефтяной иглы». Так, четыре наиболее развитые экономики Африки — Египет, Марокко, ЮАР и Тунис — создали разноотраслевой промышленный сектор и сферу услуг. Африканские диверсифицированные экономики движутся в сторону производства товаров высокой стоимости. Примером этого является автомобильная отрасль ЮАР и Марокко.

В течение 2000-2008 годов от экспорта топливных ресурсов три крупных производителя — Алжир, Ангола и Нигерия получили свыше $1 трлн доходов. Большую долю полученных доходов они направили на погашение внешних государственных долгов, портфельные инвестиции и формирование валютных резервов, которые превысили $300 млрд.

Небывалые успехи демонстрирует Нигерия, которая уже давно начала переход к более диверсифицированной экономике. С 2000 года ресурсы обеспечили примерно 35% роста реального ВВП этой страны. Сфера услуг составляла 37% роста. Правительство способствовало консолидации банковского сектора из-за повышения требований к минимальному размеру капитала банков и реформировало систему банков. В телекоммуникационном секторе количество пользователей выросло с практически нуля в 2000 году до 63 млн. в конце 2000-х годов, а активы банков выросли в пять раз.

Стоит отметить, что если в 1980 году лишь 28% африканцев проживали в городах, то сегодня от числа 1 млрд. жителей континента более 40% живут в городах. Эта цифра такая же, как, например, в Китае, и превышает количество городского населения Индии. В африканских странах идет стремительное развитие среднего класса.

Сегодня страны на юге Африки развивают свою экономику так динамично, как никто в мире. Десятки африканских стран показывают темп роста более 6% в год в течение последних шести лет. Эфиопия ежегодно растет темпами 7,5 % в год, эта страна, которая еще недавно была на грани голода, сегодня занимает десятое место в мире по выращиванию скота. Производительность труда растет, в среднем, на 2,7 % в год. Объем внешней торговли увеличился в 2 раза с 2000 года. Инфляция снизилась за одно десятилетие с 22% в 1990-х до 8%. Внешний долг, уменьшился на четверть, бюджетный дефицит — на две трети. Почти все последнее десятилетие, а точнее в 8 из 10 лет, согласно Всемирному банку, рост стран района пустыни Сахары был быстрее, чем в Восточной Азии, где находится Япония.

В целом, конечно, проблем у африканского континента все еще не мало, миллионы людей живут за чертой бедности, значительная доя людей ВИЧ-положительные, существует неграмотность. Но то, какими темпами континент сбрасывает с себя ореол проблемности и как быстро модернизируются экономики некоторых африканских стран показывает, что демократия даже в условиях уже сложившегося исторического невезения черного континента ведет к развитию.

Поэтому, когда в следующий раз кому-то покажется, что сравнение Казахстана с африканскими странами обидное, то ему следует осознать, что еще нужно достичь такого уровня свобод, которое есть в уже значительном количестве африканских стран, чтобы соответствовать им.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.