Мы – люди третьего сорта в своей же стране?
Поддержать

Мы – люди третьего сорта в своей же стране?

Почему все больше наших знакомых и близких заболевают онкологическими заболеваниями? Так ли безобидна бытовая химия, рекламируемая западными корпорациями? Кто ее проверяет и почему у нас нет альтернативы их продукции? Об этом Exclusive.kz беседует с Азаматом Карбузовым, генеральным  директором отечественной производственной компании, выпускающей бытовую химию, автохимию и автокосметику «TAZANOVA».

— Есть версия, что бытовая химия, которой мы привыкли пользоваться, является одной из причин онкозаболеваний. Почему ее производители не предупреждают о возможной опасности?

Почему не предупреждают? Предупреждают. На их сайтах прямо указано, что использовать данную продукцию без спецодежды нельзя. Но есть нюанс в подходе производителей к потребителям в развитых странах и к потребителям в странах третьего мира – на английском, итальянском, французском языках эта информация есть, а на русском языке о ней не говорят. То есть там, где есть риск получить иск, они предоставляют полную информацию, а для тех, кто не сможет до них дотянуться в правовом поле они предлагают опасную продукцию как отлично отмывающее средство. Кстати, об этом хорошо известно импортерам данной продукции, но они об этом умалчивают, хотя и понимают, что убивают свой народ.

Объясню на примере: столовые, рестораны, бары, кафе – все они используют моющие средства. Многие из них используют популярные средства, которые, как мы выяснили, были «сосланы» к нам из-за содержания в них компонентов, вызывающих раковые заболевания. Но это в лучшем случае. Но, как правило, они покупают СМС  неизвестного происхождения на оптовках и маленьких магазинах. Их содержание вообще никому не известно, но, судя по их минимальной стоимости, в них содержатся промышленные моющие средства, красители и отдушки для придания запаха и красоты. Я общался с многими владельцами ресторанов, большая часть из которых находятся в топе местных рейтингов. Я объяснял им преимущества использования качественной продукции, но везде слышал один ответ: нас не интересует качество, нас интересует цена. Я с ними абсолютно согласен. Не в том смысле, что я хочу, чтобы они использовали плохую продукцию и плохие продукты, а в том, что их интересует только цена и это касается всего – продуктов, сырья и т.д. Для них главное прибыль. Кстати, вы не удивились тому, что в рейтингах ресторанов по налоговым отчислениям нет самых крупных и массовых по количеству ресторанов в одной сети? Первые строчки там занимают брендовые фаст-фуды работающие по франчайзинговой системе, которые в рамках франшизы обязаны показывать свои обороты. Те, кто никому ничего не обязан, старается работать по «черному».  Рестораны, кафе, бары – это те места, где люди гробят свое здоровье за свои деньги. Но трагедия в том, что и детские сады, школы, медицинские учреждения работают по принципу чем дешевле, тем лучше.

— Но разве эта продукция не нуждается в сертификации?

— Конечно, нуждается, но при нашей системе сертификации и уровне коррупции получить сертификат на продукцию, которая изготавливается в гараже, подвале или завозится непонятно как и не понятно откуда, не представляет особого труда. Например, мы проходили экспертизу своей продукции в «Национальном центре экспертизы и сертификации» и для нас было важно пройти все уровни поверки и экспертиз, чтобы убедится в качестве нашей продукции, прежде чем предложить её потребителям. Но при этом, нам постоянно поступают предложения от частных структур, которые готовы выдать сертификат без проведения экспертиз. Более того, в соответствии с действующим законодательством, экспертиза продукции действительна только на одну партию ввоза и на предоставленный экземпляр. Мы совершенно не уверены в том, что поставщики подвергают экспертизе каждую партию.

— А как же тендеры и государственные закупки?

— Ситуация с тендерами и госзакупками очень плачевная. Этот вопрос поднимал и глава НПП  «Атамекен» Тимур  Кулибаев. Не секрет, что многие тендеры изначально «заточены» под определенного поставщика. Вы можете зайти на сайт госзакупок и убедится в этом сами – в объявлениях по приобретению жидкого мыла указаны  стандарты и госты, например, России, или другой категории моющих средств, а иногда указывают полное описание состава продукции и название. Мы неоднократно поднимали эти проблемы, но, видимо, проверяющим органам тоже нужны дополнительные источники дохода.

— У Вас есть какое-то решение этой проблемы? Значит ли это, что нам нужно рассчитывать на собственное производство, качество которого, по крайней мере можно контролировать?

—  У меня нет готовых решений. Я очень надеялся на то, что с переходом на электронные счета фактуры эти проблемы решаться. Если я не ошибаюсь, производители продукции, подлежащей сертификации, при её производстве должны были вносить данные сертификата в программу 1С, которая при продаже должна отражаться у всех контрагентов. Это очень хороший механизм для борьбы с нелегальными предпринимателями. Контроль за применением сертифицированной бытовой химии объектами общественного питания, школьными и дошкольными учреждениями, медицинскими учреждениями, автомоечными комплексами и т.д. позволит не только сохранить здоровье граждан, но и произвести дистанционный замеры финансовых оборотов данных учреждений, произвести своеобразный камеральный контроль и предотвратить сокрытие доходов от уплаты налогов. Уверен, что данная мера совершенно необходима как государству, так и обществу.

— Может, вам стоит поднять эти вопросы непосредственно в НПП «Атамекен» ?

— В НПП «Атамекен» существует ассоциация химической отрасли, но она объединяет в себя крупных производителей промышленной химии. Нам стоило бы создать ассоциацию производителей бытовой химии и косметической продукции, но даже при этом мы бы не могли бы войти в НПП «Атамекен», так как там существуют свои требования для вступления.

А вообще, к сожалению, самый простой пусть — переехать в ту страну, которая заботится о здоровье своих граждан.

— Ну, судя по всему, ваша продукция безопасна в таком случае? И как следствие, дороже зарубежных аналогов?

—  В качестве своей продукции мы не сомневаемся, иначе не использовали её сами в своей семье. Но вот с ее продвижением есть проблемы. Как-то обсуждали нашу продукцию с коммерческим директором торговой сети «Магнум» г-ном Фишманом. Яков Михайлович дал очень критичную оценку внешнему виду нашей продукции. Признаюсь, меня очень сильно задели его слова, но позже мы всё же последовали его рекомендациям и полностью изменили дизайн и упаковку одной из линеек. Результат не заставил себя ждать – продажи увеличились в разы. По поводу цены на продукцию, я могу заявить, что, несмотря на то, что по качеству нашу продукцию можно отнести к премиум классу, цены на неё находятся в эконом сегменте. Это снижает наши доходы, но нужно как-то выходить на рынок.

— Ну, если вы уже в таких крупных сетях как «Магнум», «Арзан», то наверняка будете развиваться успешно и скоро завоюете весь рынок Казахстана.

— Мы тоже так думали, но столкнулись с жестокой реальностью. Для того чтобы развиваться, нужно понимать «Правила игры», которые действуют не в нашу пользу.  Когда вы  предлагаете свою продукцию потребителям через торговые сети, магазины, то ее цена должна быть ниже цены на продукцию, которая уже выставлена в сети. Вы максимально ужимаетесь и закладываете доходность на грани себестоимости и надеетесь за счет оборота получить прибыль. Но торговые сети имеют свои правила, которые заключаются в получении прибыли с каждого этапа: плата берется за вхождение в сеть (за каждый магазин), за выставление товара на стеллажи, за снятие, за размещение в предкассовой зоне или на паллетах, за участие в акциях (при этом требуемое снижение цены происходит до 70% и поставщик продает продукцию в убыток, а отказ в участии в акциях может послужить поводом к разрыву контракта, при этом владельцы сетей затраты по акциям не несут), за размещение в их личных каталогах, за возврат продукции и т.д. Кроме этого существует большое количество штрафов: за несвоевременную поставку, за недопоставку, за возврат, за отсутствие контролирующего персонала, поправляющего продукцию на полках и т.д. При этом штрафы в миллионы тенге. Более того, каждый год эти правила ужесточаются, ставки растут, а за вашей спиной находится очередь из желающих попытать своё счастье в торговой сети. Если вы уйдете, никто об этом не пожалеет, а владельцам сети это принесет дополнительную прибыль. Но это не самое главное. Главное заключается в том, что, снижая качество продукции по  требованиям сетей, вы надеетесь на то, что сможете развиваться и занять свою долю рынка. Это тоже большой миф, в который верят все поставщики. Дело в том, что в торговых сетях существуют «якорные клиенты», которые «отмечаются» владельцам сетей от своего оборота и соответственно, чем больше продаж у якорных поставщиков, тем больше доход владельцев сети. Дадут вам развиться в таких условиях, когда в этом нет заинтересованности самих владельцев? Наверняка нет. Поэтому, когда в сети находятся поставщики, занимающие до 75%-80%,  к нарушениям и качеству их продукции не будет претензий ни у владельцев сетей, ни у проверяющих. Сказки о поддержке отечественных производителей, стремлении создать для них условия, конкурентные с зарубежными производителями, очень популярны на различных форумах, но не имеют отношения к реальности.

Если говорить откровенно, то торговые сети в их нынешнем формате – это настоящие убийцы отечественных производителей, которые ради личной наживы приносят в жертву не только развитие отечественного бизнеса, но и собственное население. Я вам уже приводил примеры, к чему приводит отход от соблюдения технологии производства, фальсификация продукции и т.д. в бытовой химии. А теперь подумайте о действиях других поставщиков, задействованных в продуктовом секторе. Почему колбасные изделия стоят в разы дешевле мяса? Какой химический состав в них заложен, что они не только предотвращают возникновение отторжения, а наоборот поднимают аппетит и вызывают желание купить и попробовать этот состав непонятных ингредиентов? Самое страшное, что этот процесс отжимания низкой цены из поставщиков и производителей приводит к замкнутому кругу. Люди приходят на базар и, увидев там цены на мясо, задумываются о том, что это наверняка ненасытные крестьяне и торгаши накручивают цены на продукты и если уж торговые сети предоставляют более выгодные цены, то, наверное, стоит сэкономить и купить вместо мяса хорошую колбасу. Люди сами себя загоняют в угол, отказываясь от натуральных продуктов и, стремясь в торговые сети, губят свое здоровье. Я промолчу о том, почему сети развивают своё производство в своих магазинах и какие продукты используют в своем производстве. Вы не задумывались о том, почему иностранные сети не выживают в нашей стране? Дело в том, что пока они не готовы поступиться своей совестью, но это не надолго. Со временем они привлекут к управлению местных специалистов и будут вдали от нашего дикого рынка получать свои доходы.

— Но должно же быть какое-то решение?

— Государство уделяет развитию торговых сетей огромное внимание. Они дают им развиваться в рамках государственных программ, выделяют им льготные кредиты, подводят коммуникации, закрывают рынки и маленькие магазины и, в конце концов, должны потребовать взаимности. Государство должно провести анализ и принять жесткие «правила игры», при которых торговые сети не могли бы бесконечно увеличивать свои прибыли за счет уменьшения качества продукции. Торговые сети должны нести солидарную ответственность за реализуемый в их сетях товар. Они должны быть ограничены в своих возможностях устанавливать наценки, и не только на продукцию первой необходимости. Поставщики и производители должны иметь возможность понимать перспективы своего развития в долгосрочной перспективе и не шарахаться от постоянных изменений в договорах поставки. Конкурентная среда должна быть направлена не на снижение цены, а на повышение качества, как качества продукции, так и качества обслуживания. Совсем недавно, заместитель председателя правления НПП «Атамекен» г-н Альтаев Н.Б. заявлял о необходимости осуществлении поддержки развития торговли, в том числе выделении инвестиционных денег и предоставления длинных дешевых оборотных средств. Но хотелось бы надеется, что при принятии решения о поддержке развития торговых сетей и ритейлов, государство и в первую очередь НПП «Атамекен» найдут возможность встретиться и выслушать проблемы самих отечественных производителей и поставщиков продукции в эти самые сети. Хотелось бы надеяться, что государство сначала примет какое-то решение о единых «правилах игры» для торговый сетей и ритейлов, ограничивающих их непомерные аппетиты, как это сделали во многих странах, в том числе и в России, а потом начнет оказывать дальнейшую поддержку данной отрасли, тем более что эта поддержка осуществляется за счет налогоплательщиков. 

— Почему вы уверены в безопасности о своей продукции? Каким образом химическая продукция может быть экологически чистой?

— Все синтетические моющие средства или сокращенно СМС, производятся из химических компонентов. Даже если упоминаются натуральные компоненты, это не правда. Вернее, полезных свойств этих травяных добавок и т.д. в данной среде, подверженной достаточной обработке, чтобы они не «цвели», то есть, что бы в них не происходило процессов брожения, не остается. Это маркетинговый ход. Но есть химреактивы и компоненты, которые могут растворятся полностью и не накапливаются в организме человека и животных, а есть те, которые накапливаются и наносят вред здоровью, снижая иммунитет человека и вызывая различные заболевания, в том числе и рак. В нашей продукции таких компонентов нет, поэтому я и не пользуюсь другой продукцией, потому что теперь я сам знаю, чем опасна не только легальная продукция, но и не легальная.

— Но разве применение таких химреактивов не запрещено? Вы можете назвать их?

— Конечно запрещено, но не везде. Например, 18 сентября 2014 года Еврокомиссия совместно с научным комитетом ЕС по вопросам безопасности потребителей приняла решение полностью ЗАПРЕТИТЬ использование метилизотиазолинона и хлорметилизотиазолинона в несмываемых косметических средствах (например, в продукции по уходу за кожей) и ограничить их использование в смываемых продуктах (таких как гели для душа, шампуни, кондиционеры). Также был введен запрет на некоторые виды парабенов (изопропил-, изобутил-, фенил-, бензил- и пентилпарабены) и ужесточила нормы использования пропилпарабена, бутилпарабена и их солей: данные требования должны были быть удовлетворены до 16 апреля 2015 г. А продукция с данными веществами, поступившая на рынок ранее указанного срока, должна быть реализована до 16 апреля 2016 г. Информацию о продукции, содержащей данные вещества, вы можете найти в интернете. Кроме этого, постарайтесь вспомнить цены на ту продукцию до 16 апреля 2016 года и после. Вы убедитесь в том, что она понизилась намного и поймете, что это было сделано не в рамках акций по снижению цен, а потому, что мы являемся страной третьего мира, куда «сбрасывают» ширпотреб и опасную продукцию.

— Куда же смотрят наши надзорные органы, почему не реагируют на данные обстоятельства? Или они не знают об этом?

— Наши контролирующие органы отлично знают о сложившейся ситуации, но не могут принимать меры по многим причинам. Во-первых, после реорганизации структуры санэпиднадзора, их функции были переданы Комитету по защите прав потребителей, но им не дали возможности проводить самостоятельно контрольные закупки, осуществлять проверки и т.д. Всё в рамках плановых проверок по предварительному уведомлению. Более того, использование данных веществ у нас не запрещено, то ест по сути нарушений как таковых нет. В итоге, государство само способствует усугублению данной ситуации, элементарно не контролируя соблюдения законности в рамках существующего законодательства. Я вам объясню на простом примере: в соответствии с действующим законодательством, автомоечные комплексы должны быть оборудованы жироуловителями и иметь систему вторичного использования воды. На самом деле этого не происходит и вода, с большим объемом химических средств в автохимии напрямую попадает в систему канализации. Коммунальным службам это даже на руку, потому что системы коммуникаций очищаются от жирового налета и т.д. Но когда эта химия попадает в сточные воды, то она там губит все живое. Вы очень удивитесь, что эти самые автомойки являются еще одним источников распространения раковых заболеваний. Дело в том, что владельцам автомоек важна скорость помывки автомашин и высокие качества моющих средств, способных отмыть машины от любого загрязнения. Но для автомоек, в которых работают люди без защитных химкостюмов, такие средства не производят. Зато такая автохимия производится для грузового транспорта и спецтехники. В нее добавляют фосфаты и фосфонаты, которые значительно усиливают токсичные свойства моющих средств. Но их действия очень опасны для человеческого организма – они, взаимодействую с поверхностно-активными веществами (ПАВ) усиливают проникновение в организм, способствуют обезжириванию кожных покровов, активному разрушению клеточных мембран, снижают барьерную функцию кожи, могут вызвать аллергию и дерматозы. Самое страшное, что при контакте с кожей, они попадают в кровь, изменяя процентное соотношение гемоглобина, белка, структуру и плотность сыворотки крови, что приводит к нарушениям работы внутренних органов, вызывает нарушение обмена веществ, обострение хронических заболеваний и возникновение новых и в первую очередь онкологических.

А теперь вспомните, как часто вы моете свою машину на автомойках, как часто вы моете там свои ковры и запомните, что вы, ваши близкие дышите теми веществами, которые никогда полностью не смываются не с гладких поверхностей. Я уже не говорю о молодых парнях и девушках, которые от безысходности вынуждены работать на автомойках, порой в сланцах, без защитной одежды – именно эти люди из малообеспеченных, социально незащищенных слоев населения более всего подвержены опасности.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.