Скромностью и санкциями по коррупции
Поддержать

Скромностью и санкциями по коррупции

Победивший на выборах Токаев обещал серьезные реформы, в том числе политические. Какие шаги должна предпринять власть на этом пути? Появится ли системная/внесистемная оппозиция в Казахстане в связи с предстоящими парламентскими выборами? Пойдет ли власть на либерализацию политической и экономической системы? Об этом exclusive.kz спросил у ведущих казахстанских экспертов.

Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»

Сразу хочу разъяснить важный момент. Никто и никогда не делился властью добровольно и односторонне. Передел власти, балансировка и смена режима — дорога с двухсторонним движением. Персонаж «Игры престолов» был прав, когда сказал: «все стороны переговоров остались недовольны соглашением — значит, соглашение хорошее и прослужит долго».

А это значит, что обещания действующего Президента (каким бы демократичным он ни был) ничего не значат без встречной деятельности общества. Общество же неоднородно и состоит и состоит из множества различных групп, интересы которых зачастую диаметрально противоположны. К чему этот многословный пассаж?

Во-первых, в Казахстане напрочь отсутствует механизм представительства. Начинать надо именно с этого шага. Самой власти это необходимо. Невозможно бесконечно вручную улаживать конфликты, нужен конкретный и прозрачный механизм. Во-вторых,  механизм представительства не будет работать эффективно в сложившейся партийной системе (гигант «Нур Отан» и куча мелких партий). Нужно или сделать партийную систему более гибкой, либо вернуться (наполовину) к формированию по мажоритарным округам и самовыдвижению. В-третьих, необходимо также продолжить эксперимент с выборностью акимов, расширив его до прямых выборов глав областных центров. Пока это не будет сделано, мы не сможем завершить урбанизацию и сформировать значимый слой среднего класса. Городское население, не обладающее субъектностью в рамках своей территории, в сегодняшнем мире не конкурентоспособно. А это значит, что не видать нам ни инноваций, ни цифровизации, ни развитой перерабатывающей промышленности. В четвертых, также важно завершить наконец процесс внедрения местного самоуправления. У местных общин должен быть бюджет, а вопросы территории должны решаться людьми, населяющими эту территорию.

Что касается оппозиции (системной/несистемной). Вообще, мне нравится эта конструкция. Она нам навязана манипулятивными методами. Оппозиция — это оппозиция. А если есть какой-то политтехнологический трюк, то он не имеет ничего общего с оппозицией, а является спойлером. Проблема же оппозиции в том, что ее цели и цели большинства населения только на бумаге едины. Почему? Потому что не решены вышеназванные вопросы, не структурированы проблемы на низовом уровне и выше. Не структурирована политическая система. Не структурировано общество в целом. Печально, но надо признать — без развитого среднего класса и урбанизированного общества нет смысла говорить о либерализации. Либерализация в сегодняшних условиях скорее всего приведет к охлократии.

Мухтар Тайжан, общественный деятель:

К чему в конечном итоге должен прийти Казахстан своем политическом и экономическом развитии? Я вижу Казахстан парламентской республикой с абсолютно честными демократическими выборами, периодическими, с отсутствием политических заключённых — это в политической сфере. Свобода слова, свобода создания политических партий и т.д.

Вот таким я вижу Казахстан в политическом смысле. В экономическом смысле я вижу Казахстан рыночным, с рыночной либеральной экономикой, вне Евразийского Союза, с отсутствием монополий, с честной конкуренцией на тех или иных, во всех рынках. Я вижу Казахстан с развитой, устойчивой, справедливо работающей судебной системой. Вот о такой цели  мы должны договориться.

Власть, если захочет, может сделать переход к этой ситуации, к этому состоянию, безболезненно, без потрясений и революций, крови и так далее. Плановые операции, как медики говорят,  всегда лучше внеплановых. Парламент должен принять новый закон о выборах, новый закон о собраниях, о свободе собраний, освободить всех политических заключенных. Если же она этого не сделает, и опять будет мимикрировать, засылая «казачков» на выборы, и т.д., то это власть будет снесена. Снесена — это будет больно, это будет больно, к сожалению, будут жертвы, пострадает бизнес, в общем мы откатимся на много лет назад. Сейчас выбор стоит у власти. Как сделать? Но то,  что не изменения неизбежны это однозначно. Подтверждение этому мы видим каждый день.

 

 

Серик Медетбеков, руководитель загранбюро казахстанской оппозиции

Я бы не стал утверждать, что на выборах победил Токаев. Судя по тому, что происходит на улицах, победил народ. Это во-первых.

 

Во-вторых, эти выборы не признаны авторитетными международными организациями. Сейчас они готовят отчеты. и в-третьих, на участках, где были наблюдатели, однозначно победил кандидат от оппозиции. Говорить о «появлении» системной или несистемной оппозиции не совсем корректно: в оппозицию людей не принимают, они либо поддерживают наши  взгляды, либо нет. А сейчас мы видим, что на улицы выходят стихийные, несистемные оппозиционеры, требуя вернуть украденные у них голоса. И хотя системная оппозиция практически выдавлена с публичного поля, выросло поколение, которое не хочет, чтобы у них украли будущее. И именно оно скажет своё слово на предстоящих выборах парламента  Не думаю, что новая-старая власть пойдёт на серьёзные экономические и  тем более политические реформы: первый президент не сделал это за 30 лет. А второй тем более не сделает. Сейчас мы подготовили письмо иностранным инвесторам, в котором советуем не вкладывать в экономику Казахстана. Причина не только в состоянии экономики, но и в политическом двоевластии, парализующем и правительство ,и бизнес, и законодательный процесс.

 Иллюстрации из открытых источников




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.