Абаев о Божко: он - настоящий казахский патриот
Поддержать

Абаев о Божко: он — настоящий казахский патриот

Символично, что первое заседание Национального совета общественного доверия Касым-Жомарт Токаев начал с фразы: «Пустые обещания, популизм – удел посредственных политиков».

Слово «популизм» все чаще входит в риторику и властей, и общества. Можно понять тех, кто считает, что никаких реальных рычагов для исполнения своей основной задачи – «выработки предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий и гражданского общества» —  у НСОД, по существу, нет.

В своем вступительном слове г-н Токаев сразу же убил интригу, обозначив рамки «игр в демократию». Во-первых, Казахстан останется государством с президентской формой правления, то есть, мечтатели о парламентской (или хотя парламентско-президентской) республике  могут отдыхать.

Во-вторых, слова нового гаранта о том, что «политические реформы мы будем осуществлять без забегания вперед, продуманно и постепенно» не оставили сомнений: блок неотложных политических реформ будет продекларирован, как главное блюдо НСОД, но дальнейшая их судьба не ясна. Парламентских выборов (срочных или досрочных другой вопрос) по мажоритарно-пропорциональной системе самовыдвижением кандидатов и прочими демократическими «ништяками» в обозримой перспективе ждать не стоит. Не говоря уж о конституционной реформе, которая дала бы возможность полноценно реализовать любимую формулу г-на Токаева «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство».

Ни о чем подобном собравшиеся в зале речи не шло. Правда, в выступлении  Айдоса Сарыма прозвучали тезисы о необходимости «демократизации политических процессов, либерализации законодательства» и назывались даже конкретные законы, которые надо бы подправить. Сарым, пожалуй, единственный из выступавших, кто – пусть  торопливо, через запятую – но хотя бы перечислил лозунги «уличной оппозиции», звучавшие до и после выборов  9 июня. А ведь, по большому счету очевидно: именно улица (все эти «Оян, Казахстан», «От правды не убежишь» и т.п.) вынудила президента Токаева в своей инаугурационной речи объявить о решении создать НСОД. Но 6 сентября в зале их не было. И, судя по всему, быть не могло.

Как с самого начала заявил Токаев, «для реальной работы» предлагается создать в составе Нацсовета три рабочих группы. Между ними он и поделил тезисы своего послания, озвученного в парламенте 2 сентября. А для «предметного и точечного обсуждения вопросов развития» второй президент будет лично встречаться с представителями этих групп. В общем, вполне себе традиционное обсуждение президентского послания, только в новом, не традиционном,  формате.

Но ведь задумывалось все совсем иначе! Общество, чье доверие так старается снискать отец-основатель Нацсовета, ждет максимальной конкретики. Скажем, президент Токаев назвал скупивших сельхозземли  отечественных латифундистов «собаками на сене» — так давайте огласим весь список этих мироедов и начнем их  «раскулачивать» в полном соответствии с законом. Это был бы первый шаг к реальному доверию со стороны общества.

А вот открывавший прения Рахим Ошакбаев был куда более конкретен —  с цифрами в руках он буквально в пух и в прах разнес работу Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Тут было все: и пенсионные взносы, которые регулярно платят всего  2,5 млн. человек из 8 млн. легально занятых; и очень низкий уровень накоплений, отложенных на старость (более 5 млн. тенге ухитрились скопить всего 282 тыс. человек). Говорил оратор и о завидных аппетитах самого ЕНПФ: только по статье «адмресурсы», там тратят на себя любимых более 20 млрд.тг. в год. «Мне очень тяжело представить, на что можно потратить 20 млрд. адмрасходов» — признался Ошакбаев. Но более всего его поразила цифра реальной доходности ЕНПФ за первое полугодие 2019 г. – всего 0,09%. «Это меня просто потрясает!» — эмоционально воскликнул он.

Потрясение г-на Ошакбаева, понять не сложно. Тем более, что многие эксперты открыто говорят: при такой «накопительной» системе большинство казахстанцев к старости останутся без денег. Но почему бы в рамках Национального совета  тому же г-ну Ошакбаеву, не предложить, например, обязать ЕНПФ  раз в полугодие отчитываться перед парламентом —  с прямой трансляцией этих отчетов по телевизору и, разумеется, с последующими оргвыводами. Вот второй вам и второй шаг на встречу общественному доверию – пусть и достаточно популистский. Вместо этого Ошакбаев выразил горячую поддержку инициативе президента «проработать объединение всех трех фондов» (ОСМС, ГФСС и ЕНПФ) в единый фонд социального страхования. Кстати, аналогичным образом рассыпались в комплиментах прорывным идеям Токаева и другие ораторы.

Складывалось впечатление, что Национальный совет доверия превращается в своеобразный коворкинг, участники которого, разбившись на артели, будут ковать, чеканить и выпиливать каждый свое —  под мудрым приглядом «бригадира». Но каким будет конечный продукт и будет ли он вообще? Если судить по выступлениям некоторых участников заседания, сам процесс волнует их гораздо больше, чем конечный результат. Они словно старались создать для Касым-Жомарта Кемелевича имидж «слушающего и слышащего» свой народ правителя.

И если такова  была главная цель работы НСОД, то его участников можно поздравить – она достигнута  с  первой же  попытки.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.