Выборы в парламент могут быть объявлены нелигитимными?
Поддержать

Выборы в парламент могут быть объявлены нелигитимными?

«Постановление ЦИК, фактически парализовавшее работу наблюдателей в ходе парламентских выборов, противоречит ряду фундаментальных законов Казахстана», — считает ряд независимых организаций, подав иск на него в Верховный суд. И это привнесло в процесс хоть какую-то интригу.

Материалы по теме

Напомним, что 4 декабря ЦИК обнародовала постановление «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенным на 10 января 2021 года». Оно определяет права и обязанности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей и представителей СМИ.

Согласно нему, при регистрации и реализации полномочий наблюдателей от общественных объединений для наблюдения за выборами, избирательным комиссиям предписано регистрировать только лиц при условии, если это соответствует уставной цели общественных объединений и некоммерческих организации, которые к тому же должны быть подтверждены выпиской из устава организации. Кроме того, постановление накладывает ограничения на фото- и видеосъемку, что значительно усложняет фиксацию нарушений на выборах.

Коллективное исковое заявление подписано следующие организациями ОБФ «HAQ», ОО «Независимые Наблюдатели», ОФ «Республиканская сеть независимых наблюдателей». В нашем распоряжении оказался текст самого иска.

В частности, в иске указывается, что этот нормативно правовой акт ЦИК напрямую ограничивает политические права и свободы граждан и человека в целом, а потому подлежит отмене:

«Согласно Нормативному постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года № 6/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан «Признание указанных прав и свобод человека абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики…

…При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции, не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Согласно статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (Ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III, вступил в силу для РК 24 апреля 2006 года (письмо МИД РК от 27.06.06 г № 12-1-2/1445)

Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе.

Ничто в настоящей статье не дает право Государствам, участвующим в Конвенции Международной организации труда 1948 года, относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, принимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы не наносился ущерб этим гарантиям».

В иске также указывается, что требование справок от наблюдателей избирательными комиссиями (ИК) по Постановлению ЦИК незаконны не только по сути, но и по форме, поскольку Справка об отсутствии статуса приостановления деятельности ОО и Справка об отсутствии процесса ликвидации ОО лишены смысла, тем более, ЦИК предписывает это указывать не в справке из гос. органа (органа МЮ), а самой ОО. Это абсурд еще и потому, что ЦИК понимает, что гос. орган МЮ РК не может дать такие несуразные справки, у него просто нет такой формы справки (что подтверждается Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66, на который ссылается ЦИК в своем Постановлении, и приложения-формами к нему). При этом, ЦИК не требует ничего подобного от международных наблюдателей.

Кроме этого, ЦИК разрешает для наблюдения за выборами регистрировать только лиц, при условии, если это будет соответствовать уставной цели общественных объединении некоммерческих организации.

При этом, как выяснилось, это ограничение касается 99,9% всех НПО. Наблюдать могут всего 10 организаций, а это меньше одного процента всех ОО в стране. Очевидно, этим и было целью ЦИК – практически ликвидировать наблюдение за выборами, предъявив незаконные избыточно-завышенные требования.

Но, как оказалось, и это требования Постановления ЦИК незаконно, поскольку, согласно статье 2 Закона Республики Казахстан «Об общественных объединениях», общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству.

Более того, норма статьи 20-1 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан» законодательно закреплены полномочия наблюдателя от некоммерческих организаций, в перечне которого напрочь отсутствует необходимость подтверждения выпиской из устава НКО рода деятельности юридического лица.

Также конституционный закон о выборах предоставляет свободу наблюдателям и ОО, направившим гражданина на наблюдение за выборами произвольно выбирать себе избирательный участок-ИУ и комиссию-ИК, и произвольно их менять. Закон никак не ограничивает это право никакой регламентацией, бюрократизацией. Не соответствующим Основному закону авторы иска считают и запрет на присутствия наблюдателей НА ЗАСЕДАНИЯХ Избирательных Комиссий, поскольку, как минимум «Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, гласности и открытости.»

Не менее абсурдно другое ограничение — запрет использования изображение какого-либо лица без его согласия. В то же время, статья 145 Гражданского кодекса говорит, что:

  1. Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае смерти — без согласия наследников.
  2. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату.

«Далее, ЦИК запрещает своим Постановлением видеосъемку и использование видеозаписи, трансляции без согласия лица в объективе, ссылаясь почему-то на пп. 1 и 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан («каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства»). Но как видеоесъемка на публичном мероприятии может покушаться на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства? Этого ЦИК никак не пытается объяснять.

ЦИК намеренно не разграничивает понятия «производства» видеозаписи (видеосъемку) и «использования» видеозаписи, давая команду всем 10.000 избирательным комиссиям-ИК запрещать любую видеосъемку под предлогом отсутствия согласия всех присутствующих на участке-ИУ.

Однак, согласно ст. 20-1 Закона о выборах наблюдатель имеет право ДЕЛАТЬ (не идентично понятию «использовать») видеозапись. Потому ограничения по ст. 145 ГК видеосъемки никак не касаются.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 20 Конституции

  1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.
  2. Каждый имеет право свободно ПОЛУЧАТЬ (производить видеосъемку) и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

Следовательно, право производить (не использовать) видеозапись, тем более на публичном мероприятии – неотъемлемое право не только наблюдателя, представителя СМИ, но и любого гражданина, иностранца.

В тоже время как Конституционный закон дополнен статьей 20-1 в которой «наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан вправе не только делать фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов, но и использовать видео (опубликовать, обнародовать) с согласия лица на изображении.

Что касается аргумента о защите персональных данных, на который ссылается ЦИК, то под ним, согласно закону РК от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите», в настоящем Законе под личными данными используются следующие понятия:

1) биометрические данные — персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность.

2) персональные данные — сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе.

То же самое касается и ограничений для СМИ. Законодательно средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях:

1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ;

2) если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;

3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН о выборах, ст. 20-1 дает право НАБЛЮДАТЕЛЯМ СВОБОДНО делать фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов.

Авторы иска считают абсурдным с юридической точки зрения и запрет прямой трансляции в день голосования с избирательных участков. Дело в том, что пп.61) ст. 2 Закона о связи, на который ссылается ЦИК никоим образом не касается трансляции в ютубе и соц сетях (Фейсбук, Инстаграмм, Вконтакте и т.д.), а касается трансляции Теле- и Радио каналов, и нет там речи о прямых трансляциях. Более того, весь Закон о связи не регламентирует вообще запрет трансляций чего-либо.

Более того, Конституцией гарантирована Свобода слова и творчества. Цензура запрещается. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

Таким образом, ЦИК явно превысил свои полномочия.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.