Уходит ли Россия с постсоветского пространства?
Поддержать

Уходит ли Россия с постсоветского пространства?

Вчера Служба безопасности Украины опубликовала сканированные документы по антиукраинскому проекту «Промінь» (с укранского языка – «Луч»), который является элементом «гибридной» войны России против Украины. По словам главы ведомства Ивана Баканова, участниками проекта «Промінь» являются украинские пророссийские политики от партии ОПЗЖ Тарас Козак и Виктор Медведчук. Личные рукописные пометки последнего стоят на самом документе (здесь и здесь).

По данным СБУ, с помощью проекта «Промінь» российские спецслужбы планировали вербовать трудовых мигрантов из Украины, создавать сеть своих агентов влияния, собирать персональные данные украинцев, скрыто влиять на внутреннюю политику Украины, распространять пропаганду и российские нарративы в украинском информационном пространстве.

Согласно документу, под видом организации, которая будет тесно заниматься украинцами, работающими и получающими образование в России, создавалась комплексная инфраструктура влияния РФ на Украину.

По задумке, проект должен способствовать решению проблемных вопросов украинцев в России, таких как трудоустройство, регистрация, получение гражданства, медицинское обслуживание, решение трудовых споров, социальная адаптация и т.д.

Для этого планировалось создать сеть организаций:

— агентство-агрегатор для помощи в трудоустройстве и решения проблемных вопросов украинцев в России;

— общественная платформа широкой поддержки граждан Украины с последующим присоединением к политической повестке в качестве участников пророссийской партии и общественных организаций;

— центр развития и поддержки украинского бизнеса – по сути, формирование зависимости украинских экономических кругов от России, которые впоследствии становятся инструментом давление на политическое руководство Украины;

— коммерческая организация с функцией привлечения студентов из Украины в российские университеты, в т.ч. через центры изучения русского языка на территории Украины, и решения всех связанных с их пребыванием в России вопросов;

— общественная организация для интеграции украинских граждан в российское общество и жизнь;

— финансовый сервис для перевода денежных средств в Украину, услуг страхования и кредитования.

Кроме насыщения российского рынка труда, в документе указаны такие задачи как «восстановление дружеских отношений между РФ и Украиной», и «решение внутриполитических задач в Украине». В частности, проект позволял наладить учет и анализ всего спектра информации по украинским гражданам на территории РФ, создать контролируемое финансовое окно между странами, выявлять лидеров и групп влияния на социальную повестку в Украине, анализировать проблемные вопросы и интересы в обществе. Впоследствии, с помощью лояльно настроенных украинцев предполагалось формирование необходимых мнений, предпочтений, настроений и распространение их на связанные группы граждан (семья, друзья, коллеги), подготовка к выборам в Украине (возможность на их основе привлечь 2-4 млн. новых голосов в пользу пророссийских сил).

О широте проекта говорит комплексное привлечение различных российских органов и организаций. Предполагалась поддержка со стороны МВД, ФСБ, Администрации президента, «Россотрудничества», профильных министерств, компаний и корпораций России.

Какие могут быть сделаны выводы:

  • РФ на постсоветском пространстве играет в долгую, и под видом общественных и образовательных проектов продолжает формировать лояльных к себе граждан, бизнесменов и политиков государств-соседей. Заявления некоторых российских экспертов о том, что Россия будет концентрироваться на себе, и меньше внимания будет уделять соседям – сказки, не имеющие ничего общего с реальностью.
  • В Украине этот процесс, ввиду стратегического значения для Москвы контроля над Киевом, происходит наиболее активно, однако подобные проекты на основе трудовой и образовательной миграции, культурных обменов также имеют место и в других странах постсоветского пространства, в т.ч. и в Центральной Азии.
  • О том, как работает российская пропаганда в странах Центральной Азии опубликовано исследование, однако есть еще и другие аспекты влияния:

 

— экономика (зависимость отечественного бизнеса от российского рынка и поставок из России, зависимость от транзита товаров через территорию России, создание искусственных препятствий для товаров на рынки РФ с одновременной беспрепятственной экспансией российских товаров на местные рынки);

— энергетика (Кыргызстан сейчас полностью зависим от РФ по нефтепродуктам и газу, наблюдаются последовательные попытки посадить на энергетическую иглу «Росатома» Казахстан, достигли успехов в этом в Узбекистане);

— искусственное ослабление или наоборот ужесточение трудового законодательства о мигрантах;

— военно-техническая и военно-политическая зависимость и др.

4) В общем, для экспертов и ученых, занимающихся международными отношениями, политологией и конфликтами, в ближайшее время работы и материала для анализа будет много. Насколько страны смогут справиться с подобного рода скрытыми вызовами – будет зависеть от понимания руководством, экспертными кругами и обществом реальной ситуации, а также от своевременной и адекватной реакции на вызовы и угрозы.

Юрий Пойта, политолог, руководитель секции азиатско-тихоокеанского региона New Geopolitics Research Network.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.