О чем не сказал Токаев в «Послании надежд»
Поддержать

О чем не сказал Токаев в «Послании надежд»

Токаев наконец озвучил обещанные политические реформы. Этот big deal «мы приближали, как могли» с особой надеждой и нетерпением. Но насколько оправдались эти ожидания?

Надо отдать должное президенту Касым-Жомарту Токаеву за его решимость и волю, за то, что он не отказался передвинуть день своего выступления на поздний срок. В условиях, когда ситуация для него самого и страны складывается довольно сложна, сегодня – не самое удачное время для проведения едва ли не главного годового президентского мероприятия.

Выступление президента было ёмким, масштабным с точки зрения объёма охваченных вопросов и продолжалось 74 минуты. Его скреплял единый «токаевский стержень» с акцентом на концептуальные политические реформы в стране. Он постарался ответить на наиболее острые вызовы и сигналы, идущие как изнутри страны, так и извне.

Центральными темами послания стали такие темы, как окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом, ограничение полномочий президента, внедрение смешанной пропорционально-мажоритарной системы выборов, модернизация избирательного процесса, переформатирование порядка формирования и функции парламента, упрощение процедуры регистрации политических партий, совершенствование судебной и правоохранительной систем, защита фундаментальных прав граждан, усиление роли маслихата, институтов гражданского общества и СМИ, децентрализация местного самоуправления.

О масштабности реформ говорят такие факты: до конца текущего года Парламент должен внести изменения в более, чем 30 статей Конституции, 7 Конституционных законов и более 15 законов.

Особо ярко прозвучала в речи президента (13 минут) оценка трагических событий в январе нынешнего года в нашей стране. Оратор дал жесткую оценку тем волнениям, назвал причины преступного бунта, целью которого было свержение действующего президента, ответил на вопрос: что надо сделать для того, чтобы направить ситуацию в нужный мейнстрим.

Правительство, депутаты, руководители регионов получили вполне конкретные ориентиры, которые будут им полезны в работе. Президент призвал всех своих подопечных, засучив рукав, взяться за решение реально существующих проблем всего народного хозяйства.

Главный посыл президента – надо быть готовым к разным вызовам и трудностям. Как тут не вспомнить любимое выражение продвинутых жителей Кремниевой долины: «Во время урагана и индюшка может полететь».

В стране процветает коррупция, особенно в судебной системе, бюрократия тормозит решения и указы самого президента, свирепствует инфляция, нестабильный курс тенге влияет на цены товаров, вызывая шок у населения. И в этой ситуации президент требует от власти продуманных шагов, изобретательности, креативного подхода, смелости, упорства.

Президент предложил ряд неожиданных новшеств, таких как внепартийный статус президента страны и акимов областей. Теперь они обязаны прекратить свое членство в политической партии на срок исполнения своих полномочий, восстановление Конституционного суда, новый порядок формирования Сената и Мажилиса парламента. Теперь 70 процентов депутатов Мажилиса парламента будут избираться по партийным спискам и 30 процентов – по одномандатным округам. Также отменяются квоты АНК в Мажилис. Упрощены процедуры регистрации политических партий: снижен регистрационный порог с 20 тысяч до 5 тысяч членов, снижена минимальная численность региональных представительств с 600 до 200 человек.

Нельзя не согласиться с мнением президента о необходимости усиления идеологической работы, пересмотра Закона о СМИ, активного вовлечения НПО в реформы.

Помимо других вопросов, была затронута проблема регионального строительства. Под общие аплодисменты собравшихся, президент объявил о скором создании Абаевской области с центром в г.Семей, Улытауской области с центром в г.Жезказган, Жетысуской области с центром в г.Талдыкорган и Алматинской области с центром в г. Капшагай, который в скором будущем переименуют в г.Кунаев.

Не обошел он вниманием тему антикризисных мер, социальной защиты населения от издержек санкций против России, продовольственной программы, сельского хозяйства, устойчивости валюты.

Очень важные слова прозвучали из уст президента о защите фундаментальных прав человека, матери и ребенка.

И все же вне поля его внимания остались такие важные вопросы, как укрепление обороноспособности страны, массовая безработица, воспитание патриотизма, иммиграция, место культуры и религии, казахского языка, улучшение положения малого и среднего бизнеса и др.

Да, приоритет в президентских посланиях – внутренняя, а не внешняя политика. Но ведь последние кровавые события в Украине, непростые отношения с зарубежными партнерами неизбежно внесли беспрецедентные проблемы в геополитику. Однако президент почему-то не уделил внимания «месту Казахстана в современном мире», основным направлениям внешней политики страны.

Агрессия России против Украины поставила перед президентом Токаевым острую дилемму: с кем быть, кого поддержать? Россию, с которой Казахстан связывают многочисленные договорные и союзные отношения, но которая стала практически страной-изгоем и гнётся под многочисленными санкциями, или с Европой и США?

Практически, Токаев оказался в положении Ходжи Насреддина, когда ему приходится выбирать: либо ишак сдохнет, либо шах помрет. Словом, остался без ответа такой актуальный вопрос, как отношение Казахстана к войне России с Украиной.

Именно потому народ ждал от него ответа на вопрос, как будут развиваться наши отношения не только с Россией, но и с Китаем, Европой, США и другими странами, как Турция, Иран, Афганистан, соседние республики Центральной Азии.

И еще была интрига в том, скажет ли президент Токаев о закрытой и окутанной завесой тайны теме – теме назарбаевской семьи: отменит ли власть «Закон о Первом президенте», будут ли возбуждены уголовные дела в отношении близких его родственников, будут ли возвращены в страну их незаконные деньги. Но тут президент решил довольствоваться молчанием.

А жаль. Ведь, не секрет, что без разрешения острого конфликта, который имеет место внутри казахстанской властной элиты, трудно говорить о будущности токаевской власти – ее стабильности, жизнеспособности, перспективе. А это не только проблема власти, а всего общества. Без ответа на этот вопрос трудно судить о том, что нас ждет завтра.

Впереди президента Токаева ждут трудные времена. Ясно, что в персоналистской автократии, каковой являлся Казахстан, невозможно разом изменить политическую систему, просто поменяв одного Назарбаева. Система-то строилась под него. Нужно определенное время Токаеву, чтобы воздвигнуть свою систему, а для этого надо заработать авторитет, собрать свою команду, состоящую их лояльных и грамотных людей. И это в то время, когда его вплотную окружают те, кто вырос при Назарбаеве и связан с ним многими невидимыми нитями. Усложняет ситуацию и то, что «семья» первого президента – это не монолитная группа, а большой и раздробленный клан со множеством различных интересов. Самое опасное еще и в том, что у президента Токаева, на мой взгляд, нет полной уверенности в верности ему силовых структур.

Социально-экономические проблемы, спровоцировавшие январский кризис, тоже никуда не делись. К.Токаеву предстоит не только решать вопрос с вопиющим неравенством, но и что-то делать с коррупцией и демонстративным потреблением элит, вызывающим недовольство и агрессию в обществе. 

Понятно, что в одном послании невозможно объять необъятное. Потому самое важное то, что президент Токаев продемонстрировал решимость защищать интересы народа Казахстана и сделает всё возможное для развития страны.

Обязательно найдутся критики сегодняшнего выступления президента. Но очевидно, что это документ надежд. Если положения послания будут реализованы, то это будет значительный шаг в сторону цивилизованного мира.

«Независимость – наша самая высшая ценность, будущее страны меня волнует больше всего. У нас разные взгляды, но мы – одна нация!» – этими словами он завершил свое выступление.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.