Украинская война меняет подходы к развитию
Поддержать

Украинская война меняет подходы к развитию

Восстановление мировой экономики после Covid-19 происходило очень неуверенно, особенно в развивающихся странах. Но из-за катастрофической войны, развязанной Россией в Украине, оно фактически пошло под откос. Немедленные последствия этого вторжения лишь только начинают ощущаться. В мире, который вновь определяется великодержавными конфликтами, всем странам придётся пересмотреть свои подходы к развитию.

Было время, когда специалисты по экономическому развитию фокусировали внимание прежде всего на росте экономики, быстрый подъём которой является ключом к массовому процветанию. Однако в 1980-е годы в политической повестке начали фигурировать темы социальной инклюзивности и защиты окружающей среды, а в последующие годы их значение лишь возрастало.

Развивающиеся страны испытывали трудности на всех этих фронтах даже до нападения России на Украину — и даже до пандемии. В марте 2020 года, согласно оценкам Всемирного банка, неравенство внутри развивающихся стран и между развивающимися и развитыми странами достигло уровней, которые не наблюдались уже больше десяти лет. В условиях резко возросшей бедности, катастрофических природных катастроф и усилившихся гражданских распрей не стоит удивляться, что власти развивающихся стран не справляются с формулировкой климатических мер, которые позволили бы им выполнить международные обязательства.

А впереди ещё больше проблем. В январе инфляция в США достигла 7,5%, поэтому Федеральный резерв США занялся ужесточением монетарной политики, проведя первое из семи запланированных на этот год повышений процентной ставки на четверть пункта. Председатель ФРС Джером Пауэлл отметил, что может понадобиться более серьёзное повышение учётной ставки, если инфляция продолжит рост. Эти действия создадут трудный макроэкономический климат для развивающихся стран, который будут отличаться сокращением ликвидности, укреплением доллара США и быстрым оттоком капитала.

Война России в Украине усугубляет ситуацию. По данным ОЭСР, этот конфликт приведёт к снижению мирового ВВП в этом году как минимум на один процентный пункт из-за глубокой рецессии в России, и он приведёт к росту потребительских цен примерно на 2,5 процентных пунктов. Ожидается, что в развивающихся странах (без учёта Китая) темпы роста экономики в этом году не превысят 3,2%, что в два с лишним раза ниже их среднегодовых темпов роста до мирового финансового кризиса 2008 года.

Впрочем, темпы роста — это только часть картины. Согласно прогнозам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), повышение финансовой волатильности и рост затрат на продовольствие, топливо и внешнюю торговлю могут запустить порочный круг пожарной распродажи активов, девальвации валютных курсов, долговых кризисов.

У развивающихся стран крайне мало способов смягчения рисков, с которыми они столкнулись. Уровень долга уже достиг исторически рекордных высот, поэтому у них нет необходимого бюджетного пространства для поддержки экономики. И, в отличие от стран-эмитентов резервных валют, они не могут прибегнуть к политике количественного смягчения. Между тем развитые страны, особенно в Европе, столкнулись с возросшими рисками безопасности, усилением необходимости в оборонных расходах и самым крупным кризисом беженцев со времён Второй мировой войны, и поэтому развивающиеся страны не могут рассчитывать на значительную внешнюю помощь при решении проблем дефолтов по долгам или кризисов в сфере финансов и управления.

Возможности властей ещё больше затрудняет тот факт, что невозможно предсказать интенсивность и длительность войны, начатой президентом России Владимиром Путиным: вводимые в ответ санкции Запада, возникающие в результате всего этого узкие места в производственных цепочках. Иными словами, никто не знает, насколько крупными станут эти риски.

Впрочем, как бы ни разворачивалась эта война, представляется совершенно ясным, что страны мира будут вынуждены значительно повысить место национальной безопасности в своих программах развития. Как отмечает ОЭСР, речь идёт не только об увеличении оборонных расходов, хотя именно этого сейчас многие активно требуют. Речь идёт и о диверсификации источников энергоресурсов и продовольствия, а также о подготовке к глобальной экономической фрагментации.

На протяжении последних десятилетий благодаря «либеральной глобализации» стала возможна интеграция развивающихся стран в мировую экономику. Однако, как недавно отметил Дэни Родрик из Гарвардского университета, российское вторжение в Украину «забило последний гвоздь в гроб либерального международного порядка, возникшего после 1989 года», и в том числе в гиперглобализацию, которую сделал возможной этот порядок.

Экономические и финансовые санкции против России, в том числе её частичное отключение о системы финансовых сообщений для международных банковских платежей SWIFT, ускорят разработку альтернативных систем и структур. Как предупреждает ОЭСР, это может привести к ослаблению господства доллара США на финансовых рынках и в международных платежах.

Развивающимся странам могут понадобиться изменения в структуре валютных резервов. А если говорить шире, им придётся адаптироваться к миру, в котором будет намного труднее специализироваться, использовать «экономику масштаба», распространять информацию и ноу-хау.

И здесь развивающиеся страны могли бы почерпнуть полезные выводы из нового доклада ЮНКТАД о структурной трансформации в Китае. В докладе подчёркиваются успехи страны в разработке прагматичных, всесторонних и последовательных стратегий развития в таких сферах, как финансы, промышленное развитие, международная торговля, цифровая экономика. Мы уже давно доказываем, что китайский опыт обучения на собственных ошибках и адаптации к меняющимся условиям сыграл ключевую роль в успехах страны, причём не только с точки зрения роста экономики, но и её устойчивости.

«Реалисты» на Западе утверждают, что китайскую модель управления невозможно применить в других странах. Но западные страны, столкнувшиеся с собственными новыми проблемами, судя по всему, вряд ли окажут развивающимся странам ту поддержку, в которой они нуждаются для продолжения развития. В таких условиях развивающимся странам, возможно, придётся радикально изменить свои подходы к развитию. И здесь китайский опыт мог бы им хорошо послужить в качестве руководства.

Эндрю Шэн — почётный научный сотрудник Азиатского глобального института при Гонконгском университете, член Консультативного совета ЮНЕП по устойчивым финансам. Сяо Гэн — председатель Гонконгского института международных финансов, профессор и директор Института политики и практики при Шэньчжэньском финансовом институте Китайского университета Гонконга (Шэньчжэнь).

Copyright: Project Syndicate, 2022.w ww.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.