Алтынбек и Заманбек – история вертикального взлета
Поддержать

Алтынбек и Заманбек – история вертикального взлета

Exclusive.kz продолжает публиковать отрывки из книги экс-председателя КНБ Амангельды Шабдарбаева «Я свой выбор сделал. Продолжение». Этот отрывок еще раз напоминает о том, как спецслужбы боролись скорее с инакомыслием, чем занимались защитой интересов страны.

Материалы по теме

Материалы по теме

Через полтора года после громкой отставки с поста главы алма-атинской горадминистрации, в декабре 1995-го, Заманбек Нуркадилов выдвигает свою кандидатуру на выборах в мажилис I созыва и становится депутатом нового парламента, в стенах которого начинает выступать с критикой правительства и правящего режима в целом. В качестве депутата-оппозиционера Нуркадилов сближается с лидерами гражданского движения «Азамат» и движения пенсионеров «Поколение», выступает с речью на их протестном митинге на площади Чокана Валиханова в декабре 1996-го, а в январе 1997-го пишет открытое письмо президенту страны с резкой критикой его политики. При переезде мажилиса в Астану Нуркадилов отказывается покидать южную столицу и неожиданно получает назначение на должность акима укрупненной Алматинской области, вобравшей в себя территории прежних Алма-Атинской и Талды-Курганской областей.

Пробыв в должности акима области чуть более трех лет (1997–2001), Нуркадилов более всего прославился своим проектом строительства международного аэропорта севернее Капчагая и кампанией по сбору золотых изделий у населения сельских районов в некий «фонд Родины». Несмотря на то, что Заманбек Калабаевич демонстративно, перед телекамерами, сдал в «фонд» свои и своей жены, известной певицы Макпал Жунусовой, украшения, общественное впечатление от этой акции и реакция на нее в политическом и медийном сообществе были настолько скептичными, что кампанию оперативно свернули.

В начале 2001 года, после решения о переносе административного центра Алматинской области в Талдыкорган, Нуркадилов вновь остается в Алма-Ате. Более того, как признак «прощения» он назначается на должность председателя Агентства по чрезвычайным ситуациям РК. Проработав на этом посту три года и, казалось бы, прочно отойдя от большой политики, Заманбек Нуркадилов возвращается в нее весной 2004 года, созвав 11 марта сенсационную пресс-конференцию, на которой огласил свое новое открытое письмо Нурсултану Назарбаеву. Среди множества высказанных в нем острокритических пассажей можно особо выделить те, материал для которых был взят Нуркадиловым из его собственных сфер деятельности по руководству алма-атинской мэрией в начале 1990-х годов и Агентством по ЧС за три предшествовавших года. Речь шла о приватизации загородных санаториев и домов отдыха бывших ЦК Компартии и Совмина Казахской ССР, а затем и зданий министерств и республиканских ведомств, перебазированных в Астану, о судьбе яблоневых садов, о застройке горных склонов и ущелий особняками, наносящими ущерб экологии и опасной для самих же их обитателей в случае природных катастроф.

В заключение своего открытого письма Заманбек Нуркадилов призвал Нурсултана Назарбаева подать в отставку с поста президента страны, в ответ же получил указ о собственном увольнении с должности председателя АЧС РК. Вскоре после этого агентство преобразуется в Министерство чрезвычайных ситуаций РК и также перебазируется в Астану – последним из всех республиканских ведомств. Оставшийся же в южной столице бывший чиновник, второй раз в жизни ставший оппозиционером, делает на протяжении 2004-го и первой половины 2005 года еще несколько громких заявлений, за одно из которых 13 июня 2005 года приговорен к денежному штрафу в размере 485 500 тенге (около 4 000 долларов на тот момент). В это же время Нуркадилов сам подал несколько судебных исков против одного из бывших сослуживцев по АЧС и телевизионного информагентства «Хабар» на предмет распространенных ими негативных оценок его профессиональной компетентности и стиля работы в бытность руководителем агентства.

В связи с президентскими выборами многие наблюдатели ожидали, что Нуркадилов выдвинет свою кандидатуру – намерение, которое политик высказал еще в том самом нашумевшем заявлении от 11 марта 2004 года. Однако этого не произошло. Вскоре его не стало. Загадка трех выстрелов не была решена ни властью, ни оппозицией, ни даже ФБР, специалисты которого были привлечены к расследованию. Экс-глава КНБ Альнур Мусаев в 2016 году возложил ответственность за это убийство на российские спецслужбы. Никаких официальных опровержений на эти, как, впрочем, и другие сенсационные заявления австрийского эмигранта, не последовало.

…В 1996 году Заманбек Нуркадилов опубликовал автобиографическую книгу «Не только о себе». Это был период, когда он первый раз попал в политическую опалу, но еще относительно мягкую, так как тогда не пошел на открытую конфронтацию с властью. «Я такой же человек, как и все. И как все, постоянно испытывал за письменным столом, и не только за письменным, искушение подправить свой неповторимый авторитет, задним числом отдельным нюансом вывести себя из неуклюжести двусмысленных положений, где я оказался не на высоте», – начинает мемуары Нуркадилов.

Когда он ушел с поста министра, как часто бывает, многие его друзья из среды писателей, композиторов, художников отвернулись от него. И тогда, чтобы заглушить боль одиночества, а заодно доказать всем, что он в этом мире не случайный человек, Нуркадилов решил реализоваться в творчестве: стал писать стихи, занялся переводами. И, как говорят разбирающиеся в литературе люди, делал это очень даже неплохо. Книга переводов Нуркадилова восточных классиков – Хафиза, Рудаки, Омара Хайяма, Руми, Саади, а также русских поэтов Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Фета – вышла в свет в год смерти Нуркадилова.

Заманбек при жизни конфликтовал и со своим соратником и учеником Алтынбеком Сарсенбаевым. Алтынбек, как и Заманбек, был на вершине Олимпа, но ушел в лагерь оппозиции, оставив должности посла в России и министра информации и культуры. Алтынбек так же, как и Заманбек, ненадолго возвращался во власть после первой опалы. Олжас Сулейменов как-то сказал бессмертную фразу: низы враждуют, горы сходятся. В последние месяцы жизни Алтынбек и Заманбек стали единомышленниками.

Биография Алтынбека Сарсенбаева – это история вертикального взлета. Сначала карьерного, потом внутреннего. Выпускник факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова возглавил Министерство печати и массовой информации в тридцать с небольшим лет. Позже, в 2001 году, стал помощником Президента по вопросам национальной безопасности, секретарем Совета безопасности, а через два года – послом Казахстана в России. И вдруг обладатель блестящей карьеры и головокружительных перспектив совершает кульбит, поддержав ДВК, а с декабря 2003 года став сопредседателем демократической партии «Ак жол». Теперь появляется все больше оснований для того, чтобы понять, что ДВК был проектом Сарсенбаева и Тажина. До сих пор не ясно, что же такое случилось из ряда вон выходящее, что даже Алтынбек, с его достаточно прагматичным характером, не счел для себя возможным оставаться на властном Олимпе.

После Ак Орда совершила еще одну безуспешную попытку вернуть его в свои ряды – в июле 2004 года Сарсенбаев был вторично назначен министром информации. Но уже в сентябре 2004-го он подает в отставку в знак протеста против несправедливых, по его мнению, парламентских выборов и становится интеллектуальным лидером оппозиции тогда, когда началось ее открытое преследование, а после раскола «Ак жола» – организатором и сопредседателем незарегистрированной партии «Настоящий “Ак жол”».

Алтынбека трудно назвать идеалистом. Это был зрелый политик, ярый сторонник Президента. Именно поэтому его неожиданный демарш до сих пор является загадкой. Ведь многие члены ДВК относительно благополучно пережили этот период «заблуждений», а уж для Сарсенбаева место в кругу «осознавших и раскаявшихся» было просто гарантировано. Что же случилось? Об этом, как и о том, что произошло на самом деле в тот роковой февральский день 2006 года, мы узнаем не скоро.

Но о цинизме и в то же время растерянности власти говорит не менее абсурдная версия убийства Алтынбека Сарсенбаев и его охранников. Так же, как и версия с «тройным самоубийством» Заманбека Нуркадилова, была объявлена причастность к убийству Ержана Утембаева (на тот момент руководитель аппарата Сената), человека, восхищавшегося Алтынбеком и не способного к мести даже по своему психотипу. Версия о том, что «он испытывал личную неприязнь» к жертве настолько сильную, что взял кредит в одном из казхастанских банков, чтобы оплатить услуги киллера выглядит как пощечина общественному мнению.

Очевидно, что ученый, экономист, автор первой казахстанской страновой стратегии развития и просто глубоко интеллигентный человек каким-то образом был вовлечен в этот серпантин переговоров и был использован в качестве «жертвенной овцы» в этой кровавой истории. В пользу этого свидетельствует хотя бы тот факт, что через несколько лет обвинение против него было пересмотрено «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами». Киллер Рустам Ибрагимов изменил свои показания, назвав заказчиком преступления бывшего зятя президента Назарбаева Рахата Алиева.

Утембаев провел в тюрьме по ложному обвинению восемь лет. За эти годы его здоровье оказалось серьезно подорвано и в 2018 году он скончался от сердечного приступа, унеся с собой в могилу тайну, из-за которой он оговорил себя.

Так или иначе, но сейчас, после череды путаницы, неясностей и предположений, господствующей версией является причастность Рахата Алиева к убийству Алтынбека Сарсенбаева, его водителя Василия Журавлева и охранника Бауржана Байбосына. Но и эта версия при внимательном рассмотрении не выдерживает критики.

Как писал позже журналист Геннадий Бендицкий (скончался в 2016 году): «Отмечу, что бывшего президентского зятя молва причислила к основным подозреваемым задолго до того, как тот примерил тогу борца с режимом. Первое, что указывало на него, и это отмечали многие, – дерзкий почерк, с которым было совершено убийство. Жестокость и наглость всегда отличали Алиева.

Второе – наличие весьма серьезного мотива убийства Сарсенбаева. Примерно за год до гибели Алтеке в своих публичных выступлениях часто говорил о медийной империи Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой. На тот момент могущественная чета отвергала и оспаривала даже сам факт владения огромным медиахолдингом. Между тем, в списке принадлежавших им СМИ было четыре телекомпании, газета, крупнейший в республике кабельный оператор, всевозможные продюсерские, рекламные, ретранслирующие и телекоммуникационные компании…

Но самое главное – этот частный холдинг существовал за счет государственной финансовой подпитки. Алтынбек Сарсенбаев много лет возглавлял Министерство информации, курировавшее СМИ, и лучше всех в стране знал кухню медийного бизнеса семьи Алиева.

Обнародованная Алтынбеком Сарсенбаевым информация сильно раздражала семью медиамагнатов. Дарига Назарбаева обратилась в суд с иском о распространении Сарсенбаевым информации, не соответствующей действительности, и потребовала 50 миллионов тенге возмещения ущерба. Алтынбек суд проиграл, что неудивительно, учитывая статус истицы. Вот только эта победа в судебной тяжбе была равносильна полному поражению. Из-за скандала вся республика теперь обсуждала финансовые дела Дариги и Рахата.

Через год Алтынбека не стало…

Вскоре Рахат Алиев признал, что он и его жена владеют тем самым медиахолдингом. А в 2007 году разразился «Рахатгейт».

Продолжение следует…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.